Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

"Последний романтик планеты Земля" "35 мм"; "Скайлайн"

Конец света - тренд, что называется, беспроигрышный, все оправдывает: раз такое дело - пропадай моя черешня. Отчего он происходит в "Последнем романтике..." реж. Арно Ларье и Жан-Мари Ларье в - непонятно, то ли ядерная бомба, то ли плохая экология, то ли Бога прогневили - все едино, главное - романтика, о которой, кстати, в оригинальном названии фильма нет ни слова. В сюжете, по-моему, тоже - как-то все неромантично у персонажей Матье Амальрика и Катрин Фро складываются - едва ли не самые интересные французские актеры среднего поколения явно растеряны не столько перед угрожающего их персонажам апокалипсиса, сколько перед предложенным им сценарием. Главного героя зовут Робинзон, что, помимо ассоциаций с Робинзоном Крузо, скорее всего отсылает к менее очевидному, но возможно, более важному контексту - персонажу-двойнику из "Путешествия на край ночи" Селина. У героя есть жена, есть любимая женщина и есть любовница - это все разные героини. Перед лицом надвигающейся опасности для жизни от мечется с одного средиземноморского курорта на другой, из Франции в Испанию и обратно, по дороге в какой-то момент, правда, оказываясь среди канадских сугробов, постепенно теряя всех троих, причем жену-чиновницу у него на глазах взрывает террорист.

Ну ладно, непонятно, что происходит - но непонятно, что персонажи чувствуют, чего они хотят - любить или успокоится, жить или умереть. Друг главного героя в исполнении мачо Серги Лопеза оказывается гомосексуалистом и пытается Робинзона приласкать, а не слишком в этом преуспев, выбрасывается из окна. Но при всей нелепости фильм представляет некоторый интерес - не сам по себе, но как симптом: толкуя о развитии демократии, распространении либеральных ценностей, защите прав человека и тому подобной интеллигентской чепухе, западные интеллигенты намного острее, чем их азиатские, в том числе русские, собратья по недоразумению (у этих больше реальных проблем и некогда выдумывать фиктивные), подспудно ощущают зыбкость того мира, в котором живут и который отстаивают. Потому, наверное, убогие псевдоинтеллектуальные страшилки про конец света, и в литературе (некоторое время назад осилил один роман Венсана Равалека - ну это же просто ужас что-такое, сразу захотелось перечитать Дмитрия Быкова, чтобы успокоится), и особенно в кино - живыми-то картинками, вроде, напугать проще. Но по результату - ничуть не страшно, то есть страшно и без таких фильмов, а от них - просто смешно. И особенно умиляют апокалиптические "новости" типа: "На Москву упала ядерная бомба. Погибло девяносто тысяч человек" - звучит как анекдот из серии "на Китай упала ядерная бомба, по приблизительным подсчетам жертв среди населения нет"; Ивану Вырыпаеву стоит включить эту реплику в свою "Комедию".

"Скайлайн" реж.Колин Штраус, Грег Штраус (почему-то в обоих случаях работали тандемы) в отличие от произведения французского дуэта Арье - продукт для массового потребления, как говорит в таких случаях Князенька, "для простого народа". Поэтому тут "простому народу" формально объясняют, какова причина того, что умерла кузина: инопланетяне налетели. Что за инопланетяне, зачем прилетели, и чего они хотят от тех, кого забирают к себе - может, они вообще хорошие и знают, как усовершенствовать человечество, а персонажи "Скайлайна" явно в этом нуждаются - просто троглодиты в джинсах какие-то - и почему надо переживать за людей, которые идут за такими занятными металлическими каракатицами на неземной свет их фонарей и попадают внутрь "кораблей", где из них делают некую гибридную челловеческо-инопланетную форму - непонятно, да еще так скучно, что остается только рукой махнуть: туда и дорога, скорей бы уж.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments