Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

"Социальная сеть" реж. Дэвид Финчер

Поначалу смотрел с опаской, понимая, что совсем не разбираюсь в предмете, о котором идет речь - ни в том, как действуют "социальные сети", ни в том, как они устроены технически и экономически, а в фильме обо всем толкуют подробно, поскольку выстроен он как протокол слушаний, где главный герой, Марк Цукерберг, выступает ответчиком сразу по двум делам: с ним судится его бывший лучший друг, вложивший первую тысячу долларов в общее дело и оставшийся в итоге ни с чем, и близнецы-спортсмены, подавшие идею, которую герой присвоил и развил. Некоторое время я утешался только тем, что все персонажи картины - молодые симпатичные парни, сыгранные очень хорошими актерами, от Джесси Айзенберга в главной роли (хотя в "Зомбилэнде" он мне больше понравился) до Макса Мингелы, играющего приятеля близнецов, про самих близнецов я уж молчу, ну и Джастин Тимберлейк до кучи, хотя лично мне он наименее из всей компании интересен. Но постепенно я так втянулся, что на непонятные детали и незнакомые слова перестал обращать внимания, они мне не мешали, а типажи не отвлекали. "Социальная сеть" - кино, как и любой хороший фильм, не о "сети", а о человеке, в эту "сесть" попавшему, точнее, в данном случае, самого себя в нее поймавшего.

Я однажды между делом предположил, что история мировой культуры ведет свое начала от момента, когда первобытная женщина не дала своему первобытному сожителю, а он с досады нацарапал на стене пещеры оленя. История "фейсбука" (о котором я знаю, правда, лишь понаслышке - но верю, что это мощная штука) началась практически также - юного компьютерного гения бросает девушка, он постит в свой блок гаденькую запись о ней, а потом в его хмельную голову приходит идея поначалу просто устроить виртуальное рейтинговое голосование фотографий студенток. Вышел скандал, из-за трафика вырубилась сеть, но Цукерберг не остановился. Вместе с лучшим другом запустил "Фейсбук", потом нашел нового партнера, последовательно подставил того и другого, а может и нет, само собой так вышло - дело темное, но так или иначе, превратился в самого молодого в мире миллиардера. Растеряв при этом, само собой, последних близких людей. Ну и девушка, с которой все началось, так к нему и не вернулась, хотя он пытался с ней примириться.

Цукерберг в исполнении Айзенберга - истереснейший персонаж, весь состоящий из контрастов: самодовольный и наглый, но в то же время наивный и беззащитный, жадный - и бескорыстный, увлеченный только компьютерными разработками - но не забывающий интриговать против партнеров, думать об акциях и прибылях, равнодушный к внешним проявлениям успеха - и болезненно тщеславный, прославившийся на весь мир - и бесконечно одинокий, полностью ушедший в виртуалку, делающий там и карьеру, и деньги, он, познакомившись на слушаниях с помощницей юриста, добавляет ее в "друзья" (или как там это называется на "фейсбуке"), обновляет страничку в ожидании взаимного добавления, еще и еще раз обновляет - но, похоже, безуспешно. Насколько этот образ соответствует реальному прототипу - дело десятое, а меня при моих более чем скромных познаниях в предмете это и вовсе мало беспокоит. Но как киногерой этот Цукерберг - один из самых ярких характеров в кинематографе последнего времени. Социальная сеть - не просто метафора или схема, это физическая реальность: вся общественная жизнь уходит в интернет, а вслед за ней - и личная. Что уж говорить, если в нашем благословенном телегиде, чьи пожилые в массе своей читательницы еще лет пять назад, казалось бы, с трудом осваивали пейджер, через каждые две недели появляется большой материал о "социальных сетях"?
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments