Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

Музей Сергея Прокофьева в Камергерском

Удивительно, как это я при том пиетете, который испытываю к Прокофьеву, до сих пор не был в его музее. Правда, тому есть и объективные причины. Для начала - не так просто его обнаружить, несмотря на вывескую над подъездом: сейчас она хотя бы бросается в глаза, а летом за верандами бесчисленных ресторанов ее, даже если знать, что где-то здесь находится музей, не разглядеть. Затем, несмотря на то, что о своем визите я договаривался заранее (Музей Прокофьева - филиал Музея музыкальной культуры им. Глинки), милиционер на вахте захлопнул дверь прямо перед моим носом, оставив меня на крыльце в полном недоумении, потом все-таки отпер снова и пропустил меня с таким видом, как будто лично он делает мне большое одолжение. Наконец, в самом музее основная экспозиция еще не готова - открытие планировалось на весну, но и это под вопросом, потому что, как это ни дико, в музее нет электричества. Как такое может быть, я не понимаю, электричество, вроде бы - такой предмет, что если есть, то уж есть, а Прокофьев, который жил в этом доме со своей второй женой с конца 1940-х годов (до ареста первой жены у него была квартира на Земляном валу, мимо которой я постоянно хожу - но в том доме о Прокофьеве напоминает только мемориальная доска на фасаде), определенно не при лучине сидел. Тем не менее на втором этаже, занятом, как я понял, посторонней конторой, с электрификацией полный порядок, а выше, где располагаются музейные площади, нет элементарного освещения, и концерт, который я попутно послушал (Марина Костерина играла Шумана - "Блюменштюк", "Крейслериану" и со струнным квартетом - квинтет Ми бемоль мажор), закончился впотьмах - за окном к половине шестого стемнело, а единственным источником света, помимо естественного, были автономные лампочки на батарейках, прикрепленные к нотным пюпитрам.

Концерт проходил в концертно-выставочном зале на третьем этаже, оформленном в классическом стиле. Там же, на третьем - хай-тековое фойе-кафе с элементами конструктивизма в оформлении прежде всего стен: таким образом намечены две линии в творчестве Прокофьева, авангардная и неоклассическая. В кафе по стенам развешаны материалы (копии, конечно), посвященные сотрудничеству Прокофьева с Дягилевым и его балетными сезонами, эскизы Ларионова к "Шуту" и Якулова к "Стальному скоку" (1927), а также графический портрет работы Матисса 1921 года. В стороне от стеклянных столов и пластиковых стульев - уголок для кожаных кресел из парижской квартиры Прокофьева. Этажом выше - мемориальный кабинет Прокофьева: фортепиано, стол, диван - но пока его можно рассматривать через стеклянные "прорези" в опечатанной деревянной двери. Основной зал в ожидании новой экспозиции пустует, а по соседству в "библиотеке", стилизованной под читальный зал сталинских времен, фотографии первой жены и сыновей Прокофьева. Поскольку в музее хранятся библиотечные собрания не только Прокофьева, но и Мясковского, и других композиторов того времени, предполагается, что библиотека будет функционировать как научная, для специалистов. Но хотя музей и действует в таком "тестовом" режиме уже три года, пока что на меня большинство его помещений, и библиотечное в частности, произвело впечатление необжитого. Окна библиотеки выходят на двор и школу, занимающую здание, оставшееся от Георгиевского монастыря (ни с Камергерского переулка, ни с Георгиевского этого дома не видно).

Помимо всех минусов, в нынешнем положении музея есть и большой плюс - свободный вход, включая и экскурсию. Но открыт он только по вторникам. Большинство концертов по выходным - тоже бесплатные. А за экскурсионную прогулку по Камергерскому с рассказом о людях, живших в домах по соседству и связанных с Прокофьевым (Собинов, Качалов и др.) взимается небольшая плата.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments