Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

"Темный мир" реж. Антон Мегердичев

Произведение с громким названием "Цветок дьявола" стало, по всей видимости, и хочется на это надеяться, нижней точкой падения новорусского блокбастера в целом и его мистико-романтического, фантазийного направления в частности. "Темный мир", конечно, недалеко от него ушел, но между этими двумя образцами, в общем-то, одного сорта продукции, есть принципиальная разница: "Цветок дьявола" изумляет своей идиотической серьезностью, а над "Темным миром" можно, по крайней мере, поржать, причем авторы фильма хотя бы отчасти на такую реакцию рассчитывали сознательно.

Группа студентов-филологов во главе со стареньким профессором отправляются в дикую лесную глушь собирать фольклорные заговоры. Понятно, что такая завязка - в духе незабвенной пиар-статьи из "Экспресс-газеты": "Перед концертом Диана Гурцкая с музыкантами пошла в лес по грибы и заблудилась". Мне на это все смотреть смешно вдвойне, поскольку про фольклорную практику я кое-что знаю. Сам по немощи и лености своей, правда, в экспедиции не ездил, отсиделся в фольклорном архиве, где перебирал собранные другими материалы, причем в большей степени связанные с городским и детским фольклором, фольклор традиционный меня никогда особенно не интересовал, однако по рассказам очевидцев и участников знаю, что из себя представляют такие экспедиции на деле: студенты вкупе с преподавателями сутками напролет бухают и трахаются с колхозниками, колхозницами и друг с дружкой, а где-то между делом что-то еще и записывают. Может, так было не всегда - моя преподавательница по фольклору, в прошлом ученица Проппа, рассказывала, как в свое время записывала "заветные сказки", но это когда было, а я все-таки говорю о временах, приближенных более или менее к сегодняшнему дню. Так что история про то, как десяток студентов забрели в необитаемую чащобу, сама по себе едва ли не более фантастична, чем все остальное, что с ними там случилось. А случилось то, что сначала они наткнулись на странную бабушку. Типа бабу Ягу - а Яга, как говорят те же студенты еще дорогой в поезде, охраняет вход в потусторонний мир, и избушка на курьих ножках - на самом деле гроб. Кто бы ни была та бабка, но молодежь она принимает радушно: "травка, грибочки - все натуральное". Травка ли повлияла, грибочки ли, но только дальше произошло следующее. Еще до поездки студентку Марину бросил студент Артур, не по-филфаковски сексуальный качок. А после бабушкиного угощения Артур решил заняться сексом поблизости от избушки с одной девицей из экспедиции, Марина (Светлана Иванова), которая и до того была малость не в себе, до того расстроилась, что убежала в лес. Костя (Иван Жидков), благономеренный "ботаник", помчался за ней, остальные - вслед. Долго ли, коротко ли, ребята оказались в мертвой деревне, утыканной кладбищенскими крестами, потом в пещере, где, как выяснилось позднее, замуровала себя с магическим щитом королева озерных ведьм. И сила, присутствовавшая в склепе, перешла в Марину. Оттого она стала предметом нездорового интереса потомственного колдуна Саши, по совместительству - чуть ли не члена правительства РФ ("Я вас по телевизору видел, вы на Совете Федерации выступали" - "Это хобби"). С ватагой бесов-спецназовцев и живых мертвецов в армейском камуфляже он налетел на беззащитных студентов, убил руководителя экспедиции и захватил ребят в заложники, требуя от Марины ведьмино заклятие.

Весь фантазийный, фантастический план сюжета, даже если и можно в нем при большом желании выделить аутентичный фольклорный элемент, в общем и целом, разумеется, высосан из пальца, причем в этом отношении сценарий Алексея Сидорова и Александра Дорбиняна, увы, мало чем отличается от уже упомянутого "Цветка дьявола", только там путаница возникает от недостатка деталей, а тут - от избытка, особенно что касается тысячелетней предыстории борьбы темных сил за власть над миром. Ну да если с этой стороны смотреть, то русский фольклор - фантом, выдуманный помещиками-славянофилами и оформленный профессорами-евреями, кстати, в этом аспекте "Темный мир" довольно точен и последователен, руководителя фольклорной экспедиции, которого играет Владимир Носик, зовут Сергей Рудольфович. Главное же, что проклятое место, запретная аномальная зона, где через бесов-спецназовцев под предводительством капитана Шарапова (фамилия вполне себе мифологическая, но совсем из другого фольклора) правят колдуны-чиновники - хронотоп в духе романов Пелевина, и в качестве памфлета-карикатуры на исконное русское православно-фашистское язычество ("тысячу лет назад на землю упал черный камень") приемлем и узнаваем. Примечательно, что в роли "бабы Яги", хранительницы "границы" между миром живых и мертвых, снова, как и в "Юрьевом дне", снялась Татьяна Кузнецова, для которой такого типа образы становятся устойчивым амплуа.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments