Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

"Актеон" М.-А.Шарпантье, "Дидона и Эней" Г.Перселла, ансамбль "Les Arts Florissants" в КЗЧ

Концертный сезон едва начался, а одно событие следует за другим, после Баварского оркестра с Кентом Нагано - ансамбль старинной музыки "Les Arts Florissants" Уильяма Кристи. Причем "Актеон" с "Дидоной и Энеем" в их версии - не просто две самостоятельные оперы, исполненные в силу небольшой продолжительности в одной программе, но целостное музыкально-театральное действо в постановке Венсана Буссара. Не будучи глубоким знатоком, ни даже страстным поклонникам барочного музицирования, я в полном восторге от музыки, но музыка в данном случае - полдела. Оперы, которые по времени создания разделяет всего-то пять лет (1684-1689), похожи по музыкальной стилистике и обе написаны на античные сюжеты, но все-таки очень разные, и не только потому, что "Дидона и Эней" - одна из вершин (наряду с "Орфеем" Монтеверди) барочной оперы, а "Актеон" - прекрасная вещь, но все-таки среди многих других прекрасных сочинений своего времени; Шарпантье в "Актеоне" отталкивается от мифологической архаики, а "Дидона и Эней" Перселла основана на легендарно-историческом материале в преломлении через эпическую поэму Вергилия. Буссару же удается не только подчеркнуть эту разницу простым приемом - в "Актеоне" все исполнители передвигаются по сцене босиком, в "Дидоне и Энее" - в обуви; но и увязать их воедино, обнаруживая все для этого необходимое непосредственно в либретто: во втором действии "Дидоны и Энея" возникает образ Актеона, о нем упоминает Вторая дама, указывая на ручей в лесу, где охотятся Дидона и Эней, как на тот самый ручей, где Актеон узрел Диану, и в этот момент появляется Актеон в образе лесного Духа - в опере Перселла это просто лесной Дух, но в постановке "Les Arts Florissants" эту крошечную партию исполняет тот же контратенор Эд Лайон, что пел в "Актеоне" заглавного героя. Более того, Колдунья, которая у Перселла, точнее, в либретто Тейта, появляется в образе Меркурия, у Буссара и "Les Arts Florissants" ассоциируется с Юноной, которую та же эффектная меццо-сопрано Хилари Саммерс пела в "Актеоне". У Шарпантье и Диана, и Актеон становятся игрушками в руках Юноны, которая мстит таким образом любовнице Юпитера Европе, которой Актеон доводится родственником, внучатым племянником. В постановке Буссара, однако, Диана не просто невольно выполняет коварный замысел Юноны - она успевает полюбить Актеона, и их история оборачивается романтической трагедией. Эхом этой трагедии отзывается история любви Дидоны и Энея.

Сегодня в опере концептуальное решение определяется сценографией и костюмами. В распоряжении ансамбля "Les Arts Florissants" и Венсана Буссара нет ни того, ни другого, но режиссер настолько тонко выстраивает мизансцены, что без всякой театральной атрибутики достигает эффекта, при высоком музыкальном качестве, еще и захватывающего зрелища: как перемещается по сцене хор, как двигаются солисты, как ходит по авансцене Актеон и как Диана кладет ему руки на плечи, как залихватски, свесив ноги в зал, как с борта корабля, распевают прощальную песню матрсы в "Дидоне и Энее"! Несмотря на отсутствие декораций и на то, что артисты работают в обычных концертных костюмах (только в "Актеоне", как уже было сказано - без обуви), концертный диптих представляет собой полноценный музыкальный спектакль и образец оперной режиссуры.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments