Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

"Поле" П.Пряжко в "Школе современной пьесы", реж. Филипп Григорьян

Пряжко, по моему убеждению - наиболее значительный русскоязычный драматург своего поколения, а Григорьян - наиболее успешный его интерпретатор. Хотя считается, что "новую драму" не надо, нельзя "интерпретировать", надо ставить так, как написал автор (примечательно, что то же самое говорят сторонники "охранительной" режиссуры по поводу "старой" драмы). Но Григорьян не просто "интерпретирует" - он по сути сочиняет свой спектакль поверх пьесы, безусловно, отталкиваясь от текста, но создавая все-таки собственное произведение. Если говорить о Пряжко, то наиболее удачные, на мой взгляд, постановки его сочинений, выполнены в эстетике условно-игровой, а подход к пьесам Пряжко как к сугубо реалистическим, психологическим и социальным, губителен и для самих текстов, и для спектаклей. "Третья смена" Григорьяна - самый удачный из известных мне примеров обращения к драматургии Пряжко, и единственный в моей жизни случай, когда я смотрел один и тот же спектакль два дня подряд:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/1383345.html

Понятно, что по поводу "Поля" у меня были и ожидания, и опасения. Последние оказались напрасны - ровно час я испытывал восторг от того, что вижу. Если отодвинуть восторги в сторону, наверное, стоит отметить, что и ожидания оправдались не на все сто. Работая над "Полем", Григорьян двинулся в крайность, противоположную той, в которую часто впадают режиссеры, имеющие дело с т.н. "новой драмой", а именно - он полностью ушел от быта, окончательно отказался от всякого "реализма". Тогда как в "Поле", при всей заложенной в сюжете фантастике и условности формы, бытовой план не менее важен, чем мифопоэтический. Все составляющие зрелища - оформление сцены и костюмы (художник Галя Солодовникова), пластика, которая здесь носит не прикладной характер, но составляет основу режиссерской концепции (хореограф Анна Абалихина), музыка (композитор Валерий Васюков утверждает, что вдохновлялся Стравинским, которого считает отцом "техно") - нарочито условны. Один из персонажей, Костик (Кирилл Емельянов) появляется из костюма медведя; другой, водитель грузовика Виталик (Иван Мамонов), помещен в своего рода скафандр и его жизнедеятельность регулируется тумблерами; головные уборы женщин, напоминающие то ли кокошники, то ли накладные "нимбы"; видеоинсталляция; световые эффекты; механические приспособления в руках у действующих лиц - природное и техногенное, архаичное и футуристическое начала тут принципиально перепутаны. В таком радикальном отходе от малейшего бытоподобия есть своя правда, поскольку и сюжет пьесы чем дальше, тем сильнее дает крен в абсурд: бригада комбайнеров убирает поле, которое, как однажды выясняется, чужое, как они говорят, "европейское" - пространство, в котором происходит действие и в которое помещены персонажи, не то расширяется до космических, вселенских масштабов, не то, наоборот, стягивается, как в черную дыру, но во всяком случае, привычные системы координат здесь утрачивают актуальность. И все-таки полуритуальная-полумеханистическая пластика - а образ этого спектакля создается в первую очередь за счет пластического решение, затем сценографии и костюмов, актерам же простора для самореализации не остается (это само по себе не хорошо и не плохо, просто тут особый тип театра, где актер - только исполнитель, а не соавтор, как в традиционном психологическом театре), так что можно говорить не столько о спектакле, сколько о музыкально-пластико-драматическом перформансе - целиком переводит происходящее в условно-фантастическую плоскость. И при исключительном остроумии текста, помноженном на фантазию режиссера, в спектакле, во всяком случае пока, на момент премьеры, не хватает живых человеческих эмоций, реакций, пользуясь старомодной терминологией, "характеров", которые в присутствовали, при аналогичном проникновении фантастики в бытовую ситуацию, в "Третьей смене", и делали ее произведением в своем роде совершенным.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments