Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Последний человек" реж. Фридрих Вильгельм Мурнау, 1924

Пока бежали из театра Вахтангова к "Смоленской", чтобы ехать на Кутузовский, встретили Максима из "Музея кино". Я сразу сказал, что мы мчимся в "Пионер" на их совместный с их музеем проект, Максим удивился, что я до сих пор не видел "Последнего человека", и сказал, что хотя фильм покажут без переводчика, в нем совсем нет текста, только титры в начале и в конце, но все и так понятно, а картина - абсолютный шедевр. Прискакали мы прямо к началу сеанса, но застали титры, которые переводчик, а он все-таки имелся, нам и озвучил. Но действительно - не считая своего рода эпиграфа о том, что человек возносится и падает, и нескольких текстовых вставок, обусловленных сюжетом (уведомление, газетная статья), в фильме нет никаких "слов", хотя персонажи, конечно, общаются - только зритель их не слышит. И не надо. Все-таки не зря про кинематограф сначала говорили "великий немой", а потом, когда в кино пришел звук, перестали, и только по отношению к отдельным фильмам, с годами все реже и реже, а сейчас уже и совсем редко, до сих пор употребляется эпитет "великий". "Последнего человека" показывали в рамках уже завершающегося, но еще не совсем завершившегося (в октябре будут показы, только программа пока не известна) цикла, связанного с кинеметографом немецкого экспрессионизма, сразу вслед за "Носферату" - но, во-первых, это все-таки вещь известная, а во-вторых, на него мы по-любому не успевали.

"Последний человек" - история не "взлета и падения", но наоборот, "падения и взлета". Герой, уже пожилой мужчина, служит швейцаром при дорогом отеле. Однажды по приходе на работу, он обнаруживает на своем месте другого человека, более молодого. Менеджер объявляет ему, что после ухода старейшего сотрудника на пенсию его переводят на вакантное место по возрасту. Мне вспомнился в связи с фильмом анекдот из реалий давних, но по отношению к картине много более поздних, когда делегат партсъезда встречает в привокзальном туалете уборщицу, которая раньше, как он видел, драила унитазы в Кремле. "Марь Иванна, что случилось, вы работали в Кремле, а теперь на вокзале?!"-"Интриги!" Осознавая свое положение как катастрофическое, герой не сообщает о происшедшем соседям и гуляет у них на свадьбе в прежнем статусе. Но одна из знакомых, придя к отелю, узнает, что теперь бывший швейцар служит уборщиком в туалете, это становится известно всему дому, и бедолагу преследуют насмешками, издевательствами. Как вдруг отчаявшийся уборщик становится миллионером - по завещанию одного богача все его состояние переходит к тому, у кого на руках он умрет, и таковым оказывается сортирный служитель. Теперь бывший швейцар и бывший уборщик - хозяин жизни, он ест икру ложками, курит дорогие сигары, доет бывшим "коллегам" щедрые чаевые и готов по доброте душевной посадить к себе в коляску сомнительного вида попрошайку.

Принципиально важно, что, в отличие от пресловутой традиции "сочувствия маленькому человеку", характерному, как считается, для русскоязычной литературы, театра, кино, у Мурнау герой не вызывает сочувствия, когда терпит лишения - да он и внешне на "маленького" человека не тянет, здоровенный сильный не по годам боров с усами как у императора Франца Иосифа. Так что когда ему везет - радости тоже не ощущается. Внешне развязка сюжета соответствует всем стандартам хеппи-энда, но картина оставляет с ощущением ужаса от того, что мир не только сегодня, но и вчера, и всегда был и остается переполнен глупостью, злобой и уродством. Кино того времени редко дает повод говорить об актерской работе, но "Последний человек" - образец грандиозной игры актера Эмиля Янингса, позднее снимавшегося также в "Голубом ангеле", тем более выдающейся, что средства тогдашнего кинематографа давали исполнителю для самовыражения минимум возможностей.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment