Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

"Пьеру Ришару. До востребования" на сцене театра им. Е.Вахтангова

Не было никакой охоты идти - безумная фея настояла, капала мне на мозг, пока я не убедила, что хочешь-не хочешь, а пропустить такое событие нельзя. Она не видела девять лет назад в Театре Эстрады убогие и халтурные "Страсти по Ришару", а я мало того что видел их тогда, так в прошлом году еще и пересмотрел в телеверсии:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/1485143.html?nc=15

Само собой, я был почти уверен, что теперь Ришар привез ту же программу - с какой бы стати ему ее менять? Русскоговорящие кинозвезды, вышедшие в тираж, именно так и делают - как катались от бюро кинопропаганды по приморским зверосовхозам и комсомольским стройкам, так с теми же байками теперь на корпоративах и выступают. И уж конечно я никак не мог ожидать, что Ришар покажет полноценный полуторачасовой моноспектакль, в котором только отдельные вставные номера-приколы напомнят о том, что я когда-то смотрел (ну вроде того, что персонаж актера собирается поиграть на гитаре, но прошибает ногой сиденье стула), а в целом это будет может и не революционное по форме, но добротное и интересное представление. В котором меня, безусловно, подкупило в первую очередь качество текста - следовательно, особой похвалы заслужил и переводчик, тонко и грамотно адаптировавший оригинальный сценарий, где необходимо - заменивший европейские реалии на удобопонятные в русскоязычном контексте, но прибегавший к этому приему только в случае необходимости.

Я не совсем понял, авторский ли это спектакль или у Ришара изначально был литературный редактор "с расширенными полномочиями", но пьеса, которую он играл - а несмотря на формат, приближенный к т.н. "творческому вечеру", я с уверенностью могу говорить, что это именно пьеса, - написана на уровне, скажем, Вуди Аллена, и никак не меньше. Композиционно она построена как стилизованная переписка - Ришар как будто выбирает из огромного количества накопившейся почты послания разных, незнакомых ему людей, зачитывает, и отвечает на каждую автобиографической мини-новеллой лирико-ностальгического или фарсово-анекдотического характера, последовательноперевоплощаясь, соответственно, и в своих корреспондентов, и в персонажей своих воспоминаний, а среди них - Жорж Брассенс, Шарль Азнавур, Мадлен Рено, Марсель Марсо. Объединяет их в пьесе общий мотив - Ришар говорит, что когда смотрит на занавес, вспоминает - и вспоминает то одного, то другого, и любой из упомянутых для него становится воплощением театра, символом актерской профессии. Для каждого из великих современников, в основном, конечно, старших современников, находится своя интонация - проникновенная и лирическая для Брассенса, довольно едкая для Азнавура и Жана Марэ, случай с Мадлен Рено - вполне водевильный, поскольку на ее дне рождения герой-рассказчик умудрился пролить ей шампанское на платье, а эпизод встречи с Марселем Марсо - просто скетч, речь идет о столкновении двух актеров у дантиста, Марсо - в кресле, с открытым ртом, куда врач понавтыкал разных трубок, великий мим не может говорить и объясняется жестами, но если на сцены его жесты понимают во всем мире, то в зубоврачебном кабинете он безуспешно пытается объяснить руками самые элементарные вещи - что не имеет при себе визитки, но хотел бы пригласить нового знакомого на ужин, а тому невдомек, что от него хочет величайший мим.

Насколько эти мемуары достоверны - не имеет никакого значения в контексте спектакля. Тем более, что наряду с персонажами, чьи имена знает всякий, в нем действуют и явно вымышленные авторы несуществующих писем (а может и не вымышленные? не взялся бы утверждать наверняка). Один, например, хочет стать звездой, и делает для этого все, что полагает необходимым ("кокаин для меня дорог, поэтому я нюхаю сухое молоко"). Ришар, будучи в образе как бы самого себя, но не совсем, отвечает ему и остальным примерами якобы из собственной жизни. В том числе вспоминает про 1968 год - эпизод, доставивший мне двойное удовольствие, поскольку Ришар аккуратно, но недвусмысленно высмеивает левацкие закидоны, свойственные французам больше, чем любому другому народу цивилизованного мира: рассказчик пошел посмотреть на баррикады, но вынужден был сначала перебрасываться камнями, потом чуть было не возглавил "революционный" отряд, а затем поневоле переворачивал с "бунтарями" собственную машину, чтобы уберечь ее от совсем уж неконтролируемо бесцеремонного обращения. Впрочем, в спектакле, относительно небольшом по продолжительности, круг проблем затрагивается самый широкий, от политики до внутрицеховой актерской кухни - пожалуй, самый уморительный эпизод связан с рассказом о том, как молодой актер, собирающийся продолжить "повышение квалификации", работал над басней Лафонтена "Стрекоза и муравей" по всем театральным системам сразу. Или самая обыкновенная юмореска, описывающая неудачный опыт подводного плавания на глазах у семейки, расположившейся на пляже. Даже я смеялся - а я смеюсь только в самом крайнем случае. И дело не только в отдельных остроумных репликах, метафорах, сравнениях - хотя были и такие, достойные запоминания ("взгляд человека, который первый раз в жизни какает").

Кто жил в СССР, тот помнит, чем был в то время для русскоговорящего зрителя Пьер Ришар. Французские кинокомедии, в отличие от всех прочих, как правило, доходили до советского кинопроката, в том числе до самого глухо-провинциального, их показывали по тогдашнему ЦТ, и, наверное, фильмографию Ришара как никакого другого актера знает в этой стране всякий, но до определенного периода. За последние лет двадцать Ришар снимался не так уж мало, в основном ему доставались роли второго плана, как правило, неудачные и в слабых фильмах, будь то почти незамеченным прошедший "Кактус" или более-менее прогремевший, но все равно незаслуженно, "Париж! Париж!", хотя среди этих работ была одна совершенно удивительная - кажется, единственный в кинокарьере Ришара драматический образ, в интересном фильме Ива Аншара "Партия в шахматы" 1994 года:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/1659198.html?nc=5

Помню, как года три назад на закрытии ММКФ, куда Ришар должен был приехать, но не приехал, Андрюша Малахов сказал: "Ришара не будет, у него рак". Может, это он тогда так пошутил, ведь нынче кто не шутит - этого я не знаю. Но сегодня Ришар совсем не производит впечатление переработанного вторсырья, заново запущенного в оборот. "Как огурчик" - повторяла безумная фея, но она-то любит старых пузатых мужиков, а я не очень, и все-таки не могу не отдать должное артисту - девять лет назад он показался мне развалиной, усталым старым клоуном, на которого уже и жалости недоставало, а сегодня - готов дать фору многим молодым. Собственно говоря, это и есть театр, и хотя я не поддерживаю многих его мифов, а ведь и в самом деле, у театра - своя хронология, своя историософия, то, что вчера казалось радикальным новшеством, сегодня вышло в тираж и навевает скуку, а комик, который и на пике карьеры не смел претендовать на многое, а уже почти десятилетие назад вызывал в лучшем случае сочувствие, сумел удивить, рассмешить и расстрогать - и не только меня, но, судя по заполняемости зала (а ни в пример гастролям 2001-го года зал был забит, и это при очень-очень дорогих билетах), приему и овациям на поклонах, еще несколько тысяч зрителей. Что самое для меня удивительное - Ришар не пытался казаться больше, чем он есть, не нагнетал пафос, чуть-чуть лирического настроения за счет соло на саксофоне (как я понимаю, играл его сын) - и все. Комики любят делать вид, что в душе они трагики - это вроде как поднимает их в глазах публики и в собственных глазах. Ришар начинает спектакль с "письма" некой поклонницы, которая замечает: "Когда опускается занавес, клоуны плачут. Я всегда находила вас забавным и пришла к выводу, что вы глубоко несчастны". "Вы правы, когда опускается занавес, клоуны плачут, - отвечает своей настоящей или вымышленной корреспондентке Пьер Ришар, - но только если занавес опускается им на голову. Со мной пока такого не случалось".
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments