Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

Выставка "Путешествовать и рисовать" в Третьяковской галерее

"Рисунки европейских мастеров из Лувра и музея Орсэ" - подзаголовок звучит куда громче официального названия, но вызывает и подозрения, что это какая-то очередная сборная солянка из второсортных поделок. Однако уже при входе в зал второго этажа (на третьем в Инженерном корпусе работает открывшаяся на прошлой неделе монографическая выставка Кончаловского) встречают два рисунка Яна Брейгеля-старшего из его итальянских "впечатлений". Вслед за ним - Рубенс и Ван Дейк, и далее - небольшой, но представительный блок из голландских и фламандских авторов. Меня после Бельгии, где от Рубенса просто деваться некуда (Ван Дейк только и спасал - почему-то там во всех музеях в залы Рубенса любят "подселять" Ван Дейка, я это наблюдал повсюду, кроме, разумеется, Антверпена - и в Брюсселе, и в Генте; Брейгель все-таки хорош настолько, что не приедается), это не слишком увлекло, хотя как раз "Император Август и Тибуртинская Сивилла" Рубенса здесь одна из самых запоминающихся вещей; но экспозиция выстроена из имевшихся в наличии произведений идеально по хронолого-тематическому принципу. Вслед за голландцами и фламандцами идут художники Просвещения, затем доходит черед и до романтиков, а там и до импрессионистов.

Европейские художники, естественно, стремились прежде всего в Италию, ну в Грецию. Но не только. На выставке можно увидеть "Русскую женщину, сидящую с книгой в руке" Жан-Батиста Лепренса, рисунок середины 18 века - уже по названию понятно, что женщина - не крестьянского, а знатного происхождения. Из именитых французов имеется Фрагонар, впрочем, довольно скромный - карандашные "Руины римской гробницы" 1759 и четыре интересные вещи Делакруа: миниатюрная акварель "Лагерь в Марокко" и несколько более крупные по размерам "Молодой араб в своем жилище", "Еврейская женщина из Северной Африки" и "Интерьер с зеленой дверью", который кураторы посчитали необходимым связать с "Марокканским триптихом" Матисса, выставленном в постоянной экспозиции вечно, а в последние годы, когда Третьяковка взялась за международные проекты, особенно остро конкурирующего с ГТГ ориентированного прежде всего на мировое искусство ГМИИ. Из "веселых картинок" - графический шарж де Лонперье "Мериме на востоке", где писатель изображен с тощими волосатыми ногами, в огромной чалме и с длиннющей курительной трубкой.

Основная часть предметов приехала из Лувра, но самая интересная, ну по крайней мере для меня лично - все-таки из Орсэ. И это не Гоген (занятный, но все-таки очень прикладной набросок с изображением аннанитов, как тогда называли вьетнамцев, 1890 года), не Синьяк и не Моне (рисунок "Две рыбацкие баржи с опущенными парусами у причала"). Но прежде всего - Писсаро с его "Улицей в пригороде Лондона" 1871 г. и, безусловно, Гюстав Доре. Из всех работ на выставке его гуашь "Восхождение на гору Сервен" 1875 года производит наиболее сильное впечатление: на листе изображена гора в Швейцарии, на ней - крошечные фигурки, карабкающиеся по склону и уже почти добравшиеся до вершины (здесь, как мне кажется, присутствует или, как минимум, стихийно пробивается брейгелевский мотив), а вокруг скалы летают хищные птицы. Из аннотации можно узнать, что экспедиция, запечатленная не участвовавшим в ней художником, завершилась трагически, четыре альпиниста погибли. По-моему, эта вещь на выставке "Путешествовать и рисовать" - если не главная, то одна из концептуальных.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments