Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

Итан Хоук в "Гамлете", реж. Майкл Алмерейда, 2000

Спектакль Остермайера для меня лишний раз подтвердил: как нельзя более удачно, точно и органично транспонировать "Ромео и Джульетту", чем это сделал Баз Лурман с ДиКаприо, так и самым точным современным "Гамлетом" останется фильм Алмерейды с Итаном Хоуком. Нью-Йорк, 2000 год, корпорация "Дания", отель "Эльсинор". Гамлет в вязаной шапке с завязками, слащавый Клавдий-Маклахлен, пошленький Полоний-Билл Мюррей, туповатая Офелия-Джулия Стайлс - в таком окружении Гамлет поневоле оказывается одиночкой, а тут еще смерть отца и брак матери. Кстати, пожалуй, Гертруда, Дайан Венора - единственная, кто ощущает с Гамлетом какую-то близость, и в финале она пытается спасти его, понимая, что вино отравлено, она осознанно выпивает весь бокал сама (хотя по-моему, такое решение уже было у Дзефирелли). Как просто режиссер отсекает все лишнее, что могло бы создать диссонанс между архаикой пьесы и сегодняшним антуражем! Сцена "Мышеловки" - любительский фильм Гамлета из нарезок старой семейной кинохроники и фотомонтажа, монолог "Быть или не быть" - черно-белый клип. Этот Гамлет вообще - кинолюбитель, "связь времен" он пытается соединить, фиксируя на цифру ускользающую в прошлое реальность, уходя все глубже в виртуально-медийное пространство. При этом персонаж Хоука - самый традиционный в хорошем смысле Гамлет: не самодовольный интеллигент Смоктуновского, не бестолковый и старообразный ряженый смотритель музея историии быта Кеннета Брана и даже не ясноглазый и по-своему симпатичный герой Мела Гибсона - хороший парень и больше ничего; Гамлет Миллениума - классический герой трагедии, только в нелепой шапочке, какие я очень люблю (похожая, но расцветкой поярче - у героя Берналя в "Науке сна"). Потрясающее визуальное решение: интерьеры отеля "Эльсинор" - зеркальный лабиринт с вездесущими камерами видеонаблюдения; в центральном холле - фонтан, в котором утонет Офелия. Но "современность" Гамлета-2000 - не только в антураже и костюмах, жести и интонации персонажей выдают в них людей рубежа тысячелетий, а не переодетых в "штатское" условно-средневековых придворных. Почти каждая сцена заслуживает того, чтобы говорить о ней отдельно. Гамлет с Розенкранцем и Гильденстерном: герой сравнивает прежних товарищей с "губкой", и этот разговор происходит в прачечной, среди работающих стиральных машин. Гамлет и Гертруда: он прижимает мать к зеркальной стене шкафа, за которой прячется Полоний, и услышав его крики, стреляет в стекло - зеркало трещит и разлетается вдребезги. Финальная дуэль Гамлета с Лаэртом при этом происходит на рапирах, но формально представляет из себя спортивный поединок, персонажи - в соответствующих костюмах и масках, это всего лишь состязание, не представляющее угрозы для жизни - до тех пор, пока Лаэрт не выхватывает пистолет.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments