Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

Максим Венгеров и РНО в "Оркестрионе", Роби Лакатош в КЗЧ, "Звери" в "Milk'е"

Денек выдался "концептуальный": с одной стороны - заполненный почти исключительно (если не считать одной читкой в Доке) музыкальными событиями, с другой - связанный с освоением новых территорий. С утра поехали с безумной феей в "Оркестрион" на репетицию РНО с Максимом Венгеровым программы следующего дня Большого фестиваля. До сих пор меня пугала относительная удаленность "Оркестриона", хотя мероприятия там проходят уже довольно давно. На самом деле не так уж это все и далеко, доехал меньше чем за час и более-менее быстро разобрался, куда идти от метро, с учетом того, что местное население понятие не имеет, что у них под боком находится столь примечательное заведение. Зал оказался приятным и с неплохой, даром что переоборудован из бывшего кинотеатра "Черемушки", акустикой. Репетиция "Картинок с выставки" прошла гладко, потом был часовой перерыв, но мы ждали Глиэра, ради которого, собственно, и притащились. Однако после перерыва Венгеров сам два раза, и тоже почти без остановок, проиграл романс Бетховена для скрипки с оркестром - совершенно замечательное было исполнение, при том что музыка Бетховена меня обычно совсем не трогает. Дождались и Глиэра. Его Концерт для голоса с оркестром пела снова Лора Клейкомб. Тремя днями ранее с солистами РНО она исполняла барочную и авангардную музыку в КЗЧ, произвела впечатление довольно приятное, но не более: у нее явно есть вкус, выучка и неплохая техника, но сам по себе голос - средний, не великий. Бах и Гендель у нее прозвучал тогда достаточно невзрачно, авторы 20-го века - много лучше, совершенно замечательный цикл из четырех песен Андре Превина для сопрано, ф-но и виолончели "Милосердие", "Камни", "Убежище" и "Кружевница" - на стихи Тони Моррисона (сайт, программа и ведущая концерта настаивали, что это некий американский поэт - может, такой тоже есть, но я его не знаю, зато знаю очень известную чернокожую американскую писательницу Тони Моррисон, лауреата Нобелевской премии) и несколько менее эффектный, но тоже любопытный опус Эрнста Кшенека "О Лакримоза" на стихи Рильке. С Глиэром и Клейкомб Венгеров работал очень тщательно. Мне вообще понравилось, как он репетирует - четко, без истерик, но методично добиваясь нужного результата, когда необходимо - десятикратно проходя одну и ту же фразу. Меня очень интересовал концерт Глиэра, но я остался несколько разочарован - красивая, конечно, музыка, но приторная, очень советская, годная на саунтрек к телефильму о несчастной любви счастливой колхозницы. Партия сопрано - засахаренный вокализ; стандартная, скучноватая оркестровка.

В любом случае Глиэра послушать стоило, а вот про Лакатоша я бы так не сказал. Даже исходя из того, что любое, пусть самое отрицательное впечатление - все равно полезный опыт, выступление венгерско-цыганского бенда в КЗЧ для меня лично - потерянное время. Едва этот пузан в блестючем пиджачке с нафабренными усиками вышел и от него повеяло тошнотворно-сладким парфюмом, мне сразу захотелось сбежать, не дожидаясь окончания не то что отделения, но и первого номера. А уж когда он запиликал на своей скрыпочке и восторженные старушки стали аплодировать в такт, мне совсем поплохело. Играют ли они венгерскую музыку, французских кинокомпозиторов (Легран, Косма) или обработки русских песенок - все звучит практически одинаково - в духе кабацкой цыганщины. Да еще с жуткой, нехарактерной для КЗЧ подзвучкой. Наверное, если сидеть за накрытым столом, выпивать и время от времени пускаться в пляс - нехай бы себе и играли, но для формата академического музицирования, в рамках программы Большого фестиваля РНО (не понимаю совершенно, с какой стати данный коллектив с подобным репертуаром в программу фестиваля РНО попал) все это, мягко говоря, неуместно. Публики было меньше, чем на ю-тюбных лауреатах (что, положа руку на сердце, может только радовать - все-таки часть концертной аудитории не вполне безнадежна и в состоянии сделать правильный выбор), но кто был, отрывались вовсю, уже в первом отделении. Еле-еле досидев до антракта, мы, конечно, ушли.

Впрочем, мы бы ушли в любом случае, и остается только порадоваться, что Лакатош со своим табором избавил нас от мучительного выбора - давно мы не сбегали ниоткуда с таким легким сердцем. А отправились мы в клуб "Милк" на концерт группы "Звери". Поскольку от КЗЧ, как мы любим, поехали на троллейбусе, то к улице Сергея Макеева пробирались дворами и вышли в самый ее конец, так что еще довольно долго пришлось идти между Ваганьковским и армянским кладбищами, а потом еще дальше вниз. Местечко жутковатое, но от перекрестка Макеева и Звенигородского шоссе вместе с нами шла большая толпа, и мы сразу поняли - нам по пути. Заведение имеет со стороны вид довольно-таки непрезентабельный, даже в сравнении с почившим в бозе "Б1", откуда хотя бы можно было доехать на трамвае до Чистых прудов, что мы в прошлый раз и сделали:
(http://users.livejournal.com/_arlekin_/1750252.html?nc=3)
но внешняя сторона обманчива. Т.н. "меры безопасности" здесь - минимально необходимые, режим - совсем не фашистский, как в других московских клубах, никаких лишних процедур досмотра, все очень просто. На концерте я отметил присуствие людей, выражаясь политкорректно, с возможностями еще более ограниченными, чем мои - это нормально для Европы, но на московских клубных концертах зрители в колясках и на костылях, да еще не в единственном экземпляре - пока что исключение, а здесь они себя чувствовали вполне комфортно. Признаться, мы с безумной феей, у которой опыт именно клубных концертов побольше моего, слегка воспользовались этим обстоятельством в корыстных целях и встали рядом с барьером максимально близко к сцене, отгородившись от толпы девушкой в коляске - девушке это ничего не стоило, а мы в результате спокойно и относительно (насколько это возможно при аналогичных обстоятельствах) благополучно простояли весь концерт.

У меня уже был случай заметить, что "Звери" выходят на сцену практически без опозданий - даже в академических театрах начало представления задерживают дольше. Но в последний раз я был на их акустическом концерте в Театре Эстрады:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/1573280.html?nc=4

И у меня были основания полагать, что клубное выступление все-таки начнется не ровно в девять. Ничего подобного - минута в минуту началось, и это тоже кое о чем говорит. Меня в "Зверях" привлекает многое, но главным образом, разумеется, личность солиста и репертуар. Рома Зверь - нормальный парень, я имею в виду не то, какой он человек по жизни, я не так много об этом знаю, но говорю о его сценическом образе. Не гламурный красавчик и не вонючий урод, не патлатый старпер и не раскрашеный малолетка - и однако же ему хватает энергии и харизмы, чтобы норма оказывалась привлекательной, я бы сказал - прикольной. Норма сегодня вообще - товар эксклюзивный. Что касается репертуара - у "Зверей" совсем нет проходных песен. У любой другой группы, во всяком случае сегодняшней, независимо от музыкального стиля, направления и формата, основу репертуара составляет мусор, а программа держится на двух-трех хитах. Не все песни "Зверей" мне нравятся одинаково, есть такие, которые, может, и не очень нравятся ("Рома, извини"), но когда одна за другой следует в режиме нон-стоп, понимаешь, что никакую нельзя просто взять и выкинуть. Наоборот, ловишь себя не на том, что какая-то песня лишняя, а вспоминаешь, каких композиций не хватило. Я уже смирился с тем, что "Звери" не поют в концертах "Океаны", хотя по-прежнему убежден, что это едва ли не сильнейшая их вещь, но в "Милке" не было ни хитовых "Дождей-пистолетов", ни "Брюнеток и блондинок" - простенькая песенка, но мне ужасно нравится, я лично воспринимаю ее как, может, и неосознанный, но внятный ностальгический привет группе "Браво". Качество репертуара тоже имеет побочный эффект - публика знает практически все тексты наизусть и солисту можно расслабиться не только на последних номерах концерта, но прямо с самого начала, все равно зал в экстазе готов проорать программу от и до. Я бы, честно говоря, и сам поорал во все горло, но горло у меня сейчас болит, так что я ограничился только теми номерами, где не орать было совсем уж невозможно. Вот такой концерт, как у "Зверей", я и воспринимаю настоящим "рокерским", хотя само понятие "рок" дискредитировано дважды: во-первых, в мире его узурпировали старые уроды, полуживые легенды жанра, а во-вторых, в России оно тесно спаяно с ненавистной мне бардовской культурой. Поэтому "Зверей", с т.н. "авторской песней" не имеющих ничего общего (ну в паре композиций можно проследить некоторое опосредованное влияние - но и только), да и с мировой рок-классикой, в общем, тоже (для меня и это - большой плюс), я по-настоящему люблю. "Звери" - поп-группа, просто, в отличие от других поп-групп, очень хорошая, честная и интересная. Дело не только в их музыкальной стилистике, проблематика "звериных" песен - тоже чисто попсовая, об этом я уже неоднократно высказывался, но принципиально важно, что в этих песнях зафиксирован свежий эмоциональный опыт. Песни "Зверей" не сюжетны, но событийны, в них не рассказываются истории, но фиксируются моменты из жизни, и моменты вполне определенные - первых опытов, романтических, сексуальных и т.д. Оттого настолько неуместным и даже фальшивым (вопреки восторгу публики) мне представляется появление в репертуаре "Зверей" цоевских "Перемен". В свое время для второй церемонии МТВ "Звери" делали свою версию "Травы у дома" - так сей сугубо советский шлягер ложился на их поэтический мир куда органичнее. Я уж не говорю о том, насколько лично мне поперек горло вся эта перестроечная интеллигентская байда, держу при себе. Но каких "перемен" может требовать лирический герой "Зверей"? Разве что школьных ("такие маленькие перемены"). Его жизненный опыт, обобщая лирический сюжет песен, укладывается в одну ночь, от заката до рассвета. Этот герой еще не успел устать от жизни, у него все только начинается, все впереди.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments