Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Прокляты и убиты" В.Астафьева в МХТ им. А.Чехова, реж. Виктор Рыжаков

Перед прогоном Рыжаков не ограничился ритуальным предупреждением, что спектакль еще не совсем готов, а только рождается, но еще и напомнил, что в эти дни отмечается окончание Второй мировой войны. Отмечается, видимо, где-то в других местах - что-то я нигде, кроме как на Малой сцене МХТ, про это не слышал. Что, впрочем, неудивительно - во Второй мировой, как, впрочем, и в Первой, Россия и русские сыграли, мягко говоря, двусмысленную, а если откровенно, довольно-таки гнусную роль, сначала спровоцировав и фактически развязав войну, затем, подло воспользовавшись победой союзников, захватив пол-Европы, которую потом нещадно угнетали десятилетями, в чем не только не раскаялись, но напротив, продолжают лелеять как идеологию коммуно-православного фашизма, так и вполне конкретные имперско-милитаристские планы в отношении избавившихся наконец от русской оккупации государств. Уже по окончании спектакля как такового, на поклонах, исполнители хором поют пару строк на английском о том, что мир - круглый, не знаю, что это было, похоже на спиричуэлс. Во всяком случае, контекст для разговора режиссер предложил вот такой. И это разговор не о войне, точнее, не о войне против немцев.

Не о войне с немцами, собственно, и повесть Астафьева, хотя действие ее происходит в начале 1940-х годов, но война далеко, а персонажи - новобранцы, оказавшиеся перед отправкой на фронт в "учебке". Где они, еще не столкнувшись с "врагом" внешним, уже испытывают на себе происки истинных врагов рода человеческого, да и сами по отношению друг к другу порой ведут себя как враги - Астафьев мало кого из своих героев идеализирует, хотя такие персонажи все-таки есть. Астафьев, будучи на порядок мудрее большинства даже очень значительных писателей своего поколения, все-таки не вполне свободен от интеллигентских заблуждений, и в такой глубокой вещи, как "Прокляты и убиты", он все же по привычке склонен валить на Сталина, на советскую власть, на НКВД и СМЕРШ, противопоставляя им некую, литераторами-фантазерами предшествующих поколений вымечтанную "исконно народную правду". Неудивительно, что "Прокляты и убиты", произведение во многих отношениях выдающееся, так востребовано театром - за несколько лет это уже вторая постановка. Правда, Театр Наций работал не с повестью, а с пьесой Садур "Смертники" - спектакль назывался "Снегири". Садур адаптировала прозу Астафьева, выделев в качестве основной сюжетной линии историю братьев Снегиревых, которые по недомыслию и не имея в виду ничего дурного ушли из части в свою деревню к мамке, честно вернулись, а их расстреляли как дезертиров:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/1077866.html?mode=reply

Спектакль Театра Наций был по-своему неплох, но достаточно сентиментален. Постановка Рыжакова намного жестче и по общей концепции, и, в том числе, по эстетике. Строго говоря, подобного формата спектаклей немало - проза не инсценируется в прямом смысле, но играется именно как проза, где авторский голос, звуча из уст персонажей, не теряет, а приобретает дополнительные оттенки смысла. Но если Марина Брусникина, наибольших успехов как режиссер именно в таком формате добивающаяся, старается найти в первую очередь точную интонацию внутри литературного текста, то Рыжаков, от текста отталкиваясь, идет дальше, делая акцент на мизансценическое, пластическое решение. "Прокляты и убиты" сильны своей лаконичностью и театральной условностью, которая проявляется не только в мизансценах, но и в сценографии (деревянный помост и над ним - деревянный брусок на цепях), и в костюмах (еще до того, как персонажи получат обмундирование, они появляются все в одинаковых костюмах на голое тело и картузах, это заведомо обезличенная толпа, в которой лишь постепенно прорисовываются самостоятельные, уникальные характеры), и в бутафорской атрибутике (минималистской, как и художественное решение в целом - жестяные тазы, плошки и т.д.). Состав исполнителей - сплошь парни, и одна на всех девушка (Надежда Жарычева), которая - кому мать, кому подруга. В то же время Рыжаков подчеркивает иноприродную, какую-то чуть ли не инфернальную сущность майора-особиста гротескной пластикой, интонациями - выглядит это эффектно, но на самом деле следовало бы иметь в виду, что майор - не инопланетянин и не тролль, он - один из тех, кого истязает, и на него тоже найдется свой мучитель, да уже нашелся, кое-кто из парней обещает ему суд и расправу частным порядком. Мимо этого момент инсценировщик сознательно или нет проходит, отводя глаза.

Для Рыжакова "Прокляты и убиты" - своего рода "Опус пост" № 2". Первым был спектакль, выдающийся, на мой взгляд, по "Сорок первому" Лавренева:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/1096489.html?nc=2

Там Рыжаков обращался к сюжету из истории гражданской войны, тоже очень известному, но в его версии прозвучавшему как будто впервые, как взгляд из нашего времени. Вторая мировая война у Рыжакова в "Прокляты и убиты" тоже представлена по факту как гражданская. Участвуют в постановке актеры молодые, но опытные, а многие из них уже и приметные: Савцов, Ворожцов, Панчики, Михаил Миронов, но стилизация под студенческую работу, вероятно, имеет не только чисто формальный аспект. В "Сорок первом" повесть 1920-х годов разыгрывалась нашими молодыми современниками. В "Прокляты и убиты" такого ярко выраженного "рамочного сюжета" нет, но он присутствует и прорастает внутри спектакля через вот эту студенческо-минималистскую эстетику, через условность антуража. Персонажи разных национальностей - плохо говорящий по-русски мусульманин, полуармянин-полуинтеллигент из еврейской семьи и т.д. - граждане одной страны, как и майор, и старшина, и лейтенант, и все остальные, никаких немцев и близко нет - а сколько жертв, сколько трупов: одного замучили до смерти, двоих расстреляли ни за что, остальные превратились в доходяг. "Прокляты и убиты" у Астафьева - поэтическая формула из стихиры, которую цитирует майору со слов своей бабки один из персонажей: мол, те, кто сеют на земле войны, будут прокляты и убиты. На деле, однако, выходит наоборот - убиты наименее повинные, а убийцы живут и процветают, по сей день, между прочим, слывут героями. В другой жизни, на другом суде - да, наверное, но не здесь, не сейчас. А здесь и сейчас понятно, помимо всего прочего, что воевать с русскими - напрасный труд, достаточно предоставить их самим себе, они друг дружку в два счета и перебьют, без посторонней помощи.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments