Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

"Чё" И.Вилковой и А.Литвиненко в Театре.Док, реж. Марат Гацалов

Вилкова и Литвиненко - актеры, первая больше ассоциируется с "новой драмой", второй работает в Театре Виктюка, хотя пока сыграл там только Кормилицу в "R&J" (http://users.livejournal.com/_arlekin_/1435683.html?nc=5),
а более известен благодаря роли Епифанова в сериале "Школа". То есть и он в "Доке" - человек не чужой. Тем не менее их пьеса (как мне объяснили, автор текста все-таки Вилкова, а Литвиненко - соавтор) в постановке Гацалова - самый, на моей памяти, нехарактерный для "доковского" формата проект.

История как бы про молодежь, как бы про наркотики и как бы с криминальным сюжетом, а место действия - вечно беспокойный Санкт-Петербург, но поразительным образом в спектакле социальной и политической проблематики нет вовсе. На пляже у Петропавловской крепости встречаются парень и девушка, он из Кемерово, она из Новокузнецка. Их знакомство начинается с боевого клича продвинутой молодежи, который в постановке разворачивается на красном пионерском вымпеле: "Чё, будешь чё?" Они, конечно, закуривают (у него "с собой было"), гуляют, играют в слова - потешаются над питерским произношением, в частности, над тем, что их "пароль" звучал бы по-"питерски" как "Что, будешь что?" - причем, разумеется, через [чт]. Девушка, правда, попадает в отделение милиции и на какое-то время становится подозреваемой как соучастница в ограблении ларька и нападении на продавщицу, но находятся другие подозреваемые и ее отпускают. Герои расстаются, полагая, что больше никогда не увидятся, но впоследствии встречаются и возобновляют отношения. Что касается последнего обстоятельства - я, признаюсь, не уверен, что понял развязку правильно, настолько она невнятная.

Такое ощущение, что финал приписали, просто чтобы хоть как-то "развязать". Да и в целом текст, по большому счету, графоманский, особенно явно это проявляется в композиционной невыстроенности, потому что в отдельных репликах немало просто блестящих находок (может быть, про то, что "облака - это белые груди синей коровы", или что это "дым Бога и я бы с ним покурила" авторы где-то подслушали, если нет - но им смело можно писать пьесы в стихах) - но при всем том абсолютно живой, живее любого "вербатима". И в то же время - не одномерный, но его многоуровневая структура связана не с углублением в "толщу жизни народной", что для документального театра является родовой травмой, а с игрой в культурологические ассоциации. Герои сравнивают себя с Бони и Клайд, с Деппом и дель Торо из "Страха и ненависти в Лас-Вегасе", хотя несмотря на криминально-мелодраматическую подоплеку в "ЧЁ", по большому счету, нет места ни страху, ни ненависти - в этом нарисованном мелом на стене Петербурге торжествует покой и любовь. Такая любовь и такие пьесы пользовались повышенным спросом на русскоязычных сценах в конце 1950-х и в начале 1980-х, в те непродолжительные периоды, когда в этой стране уже (еще) не убивали за идеи и еще (уже) не умирали от голода.

Я даже подумал грешным делом, что без текста в этом спектакле можно было бы вовсе обойтись, настолько действо наполнено событиями, настолько интересна игра с нехитрой атрибутикой и любопытно сделано по мизансценам. Герой, которого героиня воспринимает поначалу едва ли не как "принца" (или он сам иронически так себя аттестует) как будто падает на нее с неба, спускается на парашюте. Он же лепит к стене кусок пластилина - довольно простой, броский и точный символический образ, коль скоро речь, пусть и мимоходом, идет про наркоту. 2Санкт-Петербург нарисован на стенах театра и щитах, прикрывающих окна, мелом. Любовью персонажи занимаются под белым, тоже как будто парашютным куполом, нависающим над сценой наподобие шатра.

Ирина Вилкова - актриса еще не до конца раскрывшаяся, но одна из самых перспективных. Алексей Литвиненко, несмотря на молодость, уже успел выработать набор штампов, он, несомненно, обладает специфической органикой, несколько однообразной и порой раздражающей, но и по-своему притягательной. Раздеваться до трусов для актера Театра Виктюка - все равно что стакан воды выпить, и в тех же "R&J" Литвиненко ничем другим, в общем-то, и не занимается, но в "ЧЁ" идет дальше, правда, персонажи при этом прикрыты подсвеченной тканью "шатра". Смотрится это, надо признать, по-своему красиво, и если у кого-то оставляет ощущение пустоты (полагаю - у тех, кто ждет от театра и тем более от Театра.Док политической ангажированности и острой социалки), но у меня - ровно наоборот, пожалуй, ни один спектакль в подвале на Трехпрудном еще не производил на меня столь приятного впечатления.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments