Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Появившись на свет, уже не спрячешься". реж. Марко Туллио Джиордана, 2005

Уж конечно пропустить фильм с таким названием никак нельзя было - пришлось пожертвовать "Служить и защищать" с Кадом Мерадом, который должны были показать еще две недели назад, но перенесли из-за какого-то никчемного футбола. Впрочем, левацкая французская сатира (а я все-таки грешным делом переключался на Мерада в рекламных паузах) вряд ли меня порадовала бы, тем более, что из Кароль Буке вылепили карикатурную начальницу полиции. Итальянский, точнее, франко-итальянский "Появившись на свет..." тоже не свободен от интеллигентского благодушия, но в целом это кино глубокое и умное. Судя по тому, что озвучен фильм по заказу ЦПШ, его закупали в свое время, но если он и выходит, то только на двд, в прокате не шел точно, на фестивалях, по-моему, тоже не всплывал.

Хотя именно в контекст современного итальянского кино, как никакого другого сосредоточенного на проблемах детства и взросления, картина вписывается очень четко. В ней вообще при сложной проблематике и нестандартном, не прямолинейном подходе к ней, все очень четко выстроено, по классическому принципу трехчастной композиции. 1. Маленький Серджо живет в хорошем доме с папой и мамой - не миллионерами, но очень обеспеченными людьми. Папа с другом берет его с собой в плавание на яхте по морю, пока мама отдыхает с подругой - мальчику полезно побыть с отцом. Ночью мальчик выходит на палубу и его смывает волна. 2. Героя, который уже шел ко дну, вылавливает один из нелегалов-мигрантов, которых перевозят на переполненной и то и дело ломающейся лодке. Вместе с ними он оказывается в сборном пункте для мигрантов. Еще на лодке он знакомится с Раду и Алиной, бегущих из Румынии. Серджо считает, что они подружились, к тому же именно Раду помог мальчику спастись. И он уговаривает родителей взять брата и сестру под опеку. Те рассказывают жалобную историю о невыносимой жизни на родине и о том, как им невмоготу разлучаться. 3. Но в первую же ночь дома Раду и Алина, обворовав своих благодетелей, исчезают. Спустя время Алина объявляется и по телефону назначает встречу. Маленький герой приходит в указанное место. Он узнает, что Раду - не брат Алины, он ее сожитель и сутенер, вор-рецидивист, а она - проститутка.

В такой железобетонной композиционной структуре, однако, хватает места и для сентиментальности, и для интеллигентских благоглупостей, но в то же время и для моментов, которые с этими благоглупостями и сантиментами не сочетаются никак. В традициях интеллигентского кино - а все европейские артхаусные фильмы в большей или меньшей степени таковы - иммигрант всегда праведник и жертва фашистских законов и буржуазной морали. Здесь это очевидно не так - конечно, парочка православных дикарей отчасти вызывает сочувствие, а те, кто отказывает им в нем, отвращение (есть в фильме эпизод с двумя старушками, которые сочувствуют бедному мальчику, попавшему в среду "черномазых"), но при всем том они, как ни крути, воры и лгуны.

Дело, впрочем, не сводится к отношениям главного героя и его новых "друзей". Лучший друг Серджо в школе - негритенок из "натурализованных". Они все делают вместе, но черный мальчик преуспевает, а белый постоянно отстает. Родители и учителя говорят - у Серджо нет ни к чему охоты, он апатичен, чужд азарта. После пережитого "приключения" в герое вроде бы что-то меняется - но судить об этом затруднительно. Кроме одноклассника, Серджо общается и с чернокожим рабочим на предприятии отца, тоже бывшим нелегалом, тоже воровавшим, но получившим место и вид на жительство. Наконец, в сборном пункте он знакомится с одним из тамошних сотрудников, который, сам будучи иммигрантом, работает с другими мигрантами в ожидании решения их дальнейшей судьбы. Полное имя с его родного языка и переводится как "Появившись на свет, уже не спрячешься".

Авторы фильма довольно смело выбрасывают маленького европейца в воду новой реальности, как котенка, и хотя не оставляют сюжет на произвол судьбы, стараются по возможности не подыгрывать, а вопреки названию фильма как будто прячутся, благоразумно, если не сказать, трусливо, от реальности, в которой живут и о которой пытаются размышлять. Оттого и развязки сюжета в фильме по сути нет - Серджо угощает Алину бутербродом, но что еще он может сделать, что он вообще будет делать дальше, ведь баржа, которая его подобрала, была не последней в караване нашествия варваров - этот вопрос, обозначив проблему, действительно разумнее оставить без ответа, чтобы и в интеллигентский маразм не впадать, и обвинений в сочувствии неонацистам избежать.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments