Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

"Волки" реж. Александр Колбышев

Каждый год пытаюсь смотреть на "Славянском базаре" белорусские фильмы в рамках кинопрограммы и до сих пор ни один "шедевр" не смог досидеть до конца. Вот и на "Волков" поначалу забежал мимоходом - но уйти уже не смог. Хотя на выдающееся произведение искусства картина, конечно, не тянет, да и не претендует - это просто на хорошем профессиональном уровне добротно сделанная вещь, если говорить о качестве продукта. Но по своему посылу, если мыслить в белорусских стандартах, да и в российских, пожалуй, "Волки" - бомба. Во всяком случае, мне белорусские коллеги рассказали, что картина предназначена для международных фестивалей с целью демонстрации наличия в республике "свободы творчества", но зрителям внутри страны ее показывать не собираются, и более того, в публикациях , посвященных режиссеру, говорят о чем угодно, кроме содержания фильма, а режиссеру до того в Беларуси ничего снимать не давали, работал он преимущественно в России. Все это тем более удивительно, но в какой-то степени и показательно, учитывая, что в основе сценария - повесть, написанная Александром Чекменевым около сорока лет назад, с довольно характерным для такого рода литературы сюжетом. Колхозник Кирилл Полетаев после плена был осужден, но сбежал с этапа, чтобы напоследок повидаться с семьей. Его согласились спрятать жители села, находящегося в нескольких километрах от его деревни - бабушка с внуком. Помогает беглецу и председатель тамошнего колхоза Кузьмич. Но "органы" тоже не дремлют.

Актерские работы в картине - на уровне режиссуры, добротные в своей предсказуемости, но ничего особенного. Как обычно и даже чуть более чем обычно суетливый Андрей Панин в роли главного "особиста", привычно хитро-простодушно-"народный" Владимир Гостюхин-Кузьмич, очень хороший Дмитрий Ульянов, играющий главного героя, Полетаева, и привычно спекулирующий на своем природном юношеском обаянии еще со времен "Итальянца" Кравчука уже слегка подросший за прошедшие годы Коля Спиридонов. Визуальное решение - черно-белая картинка с вкраплениями красного цвета - звезд на шапках, флагов с серпом и молотом, крови на снегу. Но особым, из ряда вон выходящим случаем картину делает ее беспросветная не то что по российско-белорусским, но и по европейским стандартам мрачность. Персонажи обитают в ситуации, где каждый за малейшее проявление человечности может попасться волкам в лапы, спасения нет ни для кого. Причем волки лесные, которые тоже преследуют скрывающегося беглеца, не так опасны, как волки в "овечьих шкурах", в форменных дубленках и краснозвездных шапках. И никому из героев режиссер со сценаристом не оставляют малейшей надежды. Фильм выстроен настолько жестко, что даже мелодраматическая линия не оттеняет социальную - потому он звучит резко, как памфлет. Полетаев всего-то и хотел - увидеть перед смертью дочь. Не увидел, не дошел, погиб. Всех, кто пытался ему помочь - подростка и его старую бабку, Кузьмича, его жену и сына - взяли и отправили по этапу. Вместо одного выбывшего из строя заключенного - по меньшей мере пять новых. И никаких исторических перспектив.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments