Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"История игрушек. Большой побег"

Недавно по СТС повторяли первые два фильма, и уже во второй части внятно присутствует ощущение исчерпанности темы - причем не в анимации даже, не в искусстве, но в быту. Там сюжет строится вокруг того, что хозяин уезжает в летний лагерь, а про своих некогда любимых игрушек забывает, но они до последнего надеются, что тот о них вспомнит, и эту надежду, которая, к счастью, осуществляется, предпочитают, по крайней мере уникальная "винтажная" игрушка Ковбой Вуди, прекрасной перспективе попасть в японский музей в качестве желанных экспонатов. В "Большом побеге" та же идея доведена до логического завершения - мальчик вырос, ему 17 и он уезжает в колледж. Ковбоя он еще готов взять с собой на память о доме, но остальным грозит в лучшем случае ссылка на чердак, а скорее всего - распродажа или, чего доброго, помойка. А мама по ошибке приняв мешок с игрушками, предназначенный для чердака, за мусор, отдала все компашку - симпатичная парочка картофелин, собачка с пружинкой вместо туловища по кличке Спиралька и истеричный динозавр и другие - в детский сад "Солнышко".

Не узнавал пока, как прошел в прокате "Большой побег", но прошлогодняя попытка выпустить в 3Д-формате первые две "Истории" явно не задалась. И лично мне исползование "объема" в анимации, которая и сама по себе аттракцион, представляется совсем уж бессмысленным даже в сравнении с игровым кино - "Уличные танцы" через очки определенно смотрятся эффектнее, а вот нарисованным игрушкам, по-моему, 3Д совсем уж ни к чему. Но, возможно, это хотя бы отчасти делает проект актуальным, поскольку игрушка как факт бытовой культуры сегодня почти утратила все свои прежние функции. По моим наблюдениям современным детям игрушки не нужны. Тому имеются объективные причины - пупсиков и плюшевых медвежат вытеснили, с одной стороны, виртуальные персонажи, с другой, технически навороченные, с электронными прибамбасами, механизмы. И совсем уж трудно мне представить, чтобы сегодня ребенок разыгрывал с игрушками ролевые, сюжетные игры - а именно на этом строится вся концепция "Историй": игрушки живут в игре и потому им в буквальном смысле жизненно необходимо, чтобы с ними играли.

У меня в детстве игрушек, как и всего остального, было чрезвычайно мало, наверное, я поэтому люблю и собираю игрушки до сих пор, но из тех, что были, кое-какие даже остались. На книжной полке у меня стоит странное, неопределенной природы маленькое существо из двух белых комков шерсти (этим оно похоже на снеговика, но тот обычно состоит из трех разнокалиберных шариков, а этот - из двух одинаковых), с крошечными глазками и прямоугольными, плоскими заостренными только по краям, сросшимися оранжевыми ушами, без ножек и без ручек (таким оно мне досталось, я ничего не отрывал) по прозвищу Пушистик (а как можно еще назвать не ребенка, не лягушку, а неведому зверушку?) - так я для него и его друзей (не все, увы, доехали со мной до Москвы) клеил дома из картона, заводил на каждого паспорт, в чем на тот момент проявлялось мое нездоровое и с годами только прогрессирующее пристрастие к формализму, и пытался выстраивать между ними некие взаимоотношения.

Мне кажется, сегодня что-то подобное было бы просто невозможно. Культурологи и психологи заметили бы на сей счет, что таким образом изменяются и базовые основы социализации, которая переводится в виртуальную плоскость. Но в новой "Истории игрушек" присутствует и более печальная подоплека. Персонажи "Большого побега" - не только игрушки Энди, уже знакомые по первым частям трилогии, но также игрушки Бони, бывшие игрушки Дэзи, а также обитатели "Солнышка", и у каждого из "кланов", которые к тому же пересекаются - разная судьба и разный опыт. Подопечные Энди - игрушки "хорошего" мальчика и до поры были им любимы, потому они так тяжко переживают его взросление и охлаждение к ним. Бони - маленькая девочка, умная, интересная, ее игрушки - самые счастливые, потому что имеют возможности разыгрывать самые причудливые сюжеты и исполнять разные роли. Дэзи - девочка из воспоминаний, которой когда-то принадлежали медведь Лоццо, Мега-Пупс и вечно печальный Клоун. Она давным-давно их потеряла, они проделали долгий путь, чтобы найти ее, но когда дошли, оказалось, что у девочки уже есть новый медвежонок. Тогда Лоццо увел своих друзей, они оказались в "Солнышке", и там этот внешне мягкий, но озлобившийся на весь род человеческий розовый медведь с запахом клубники превратился в настоящего лагерного пахана, захватил власть над другими игрушками и с помощью Пупса, а также Осьминога и других новых подручных организует подпольные казино, рапоряжается остальными игрушками, а новичков отправляет к малолеткам, где их слюнявят и рвут на части.
Вуди, отправившись спасать друзей, поднимает бунт и устраивает побег из фальшивого игрушечного рая. А затем с помощью невинного обмана хозяина сплавляет спасенных к Бони, где уже отдыхает сбежавший от Лоццо старый Клоун, в свое время тоже вместе с ним и Пупсом принадлежавшей девочке Дэзи. Сам Вуди тоже выбирает игры у Бони вместо того, чтобы ехать в колледж в качестве сувенира. За кукольными приключениями, которые весьма забавны и порой просто захватывают (помимо собственно побега из "Солнышка", для его приходится нейтрализовать надзирающую за видеокамерами обезьяну с медными тарелками, просто великолепно сделан эпизод на свалке, где беглым игрушкам едва удается избежать "крематория") и побочными сюжетными линиями (особенно удачна история любви Барби и Кена - Кен один из приспешников Розового Медведя, но Барби для него - идеальная пара, он предает ее ради выгод от Лоццо, она его - ради старых друзей, но не попадает к Бони, а остается в "Солнышке" с Кеном в его шикарном домике с гардеробом, тем более, что без медведя "Солнышко" из тоталитарного ада превращается в нормальный детский сад) однако, становится очевидной скудость экзистенциального выбора для игрушки: прозябание в тоске, пока любимый хозяин соизволит вспомнить о твоем существовании и "оживит" в своих играх, или изнашивающая подневольная служба в ожидании мусоровоза до ближайшей помойки с печью для утилизации; насилие - либо самообман.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments