Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Затерянные острова" реж. Решеф Леви (фестиваль израильского кино в "35 мм")

К израильскому кино я, помимо интереса, отношусь еще и с опаской, по меньшей мере по двум причинам: во-первых, если в любой другой кинематографии, включая и самые людоедские, в открытую катить бочку на евреев считается делом постыдным, то израильские евреи сами на себя готовы возводить такую клевету, что и доктору Геббельсу в голову не пришла бы; и во-вторых, независимо от жанра и целевой аудитории продукции, израильский фильм почти всегда состоит из погружения в темные стороны социальной, семейной и внутренней жизни персонажа, что, к сожалению, редко сопровождается адекватным художественным качеством, и это особенно обидно, учитывая, что этнические евреи создали почти все национальные кинематографии мира, и только на израильскую больших талантов не хватило.

"Затерянные острова" - как будто семейная комедия, рассчитанная на широкого зрителя, и в буклете пишут, картина стала лидером израильского кинопроката. Так это или организаторы фестиваля слегка приукрасили положение дел, но увы, комедия очень быстро превращается в драму, и не просто в драму, но с обязательной "нагрузкой" в виде воспоминаний о ливанской войне и прочих характерных заморочек. В начале 1980-х среднестатистическая израильская семья, где подрастают пять сыновей, переживает одну бурю за другой. Старший Давид все никак не женится на своей невесте, а тем временем делает ребенка соседской девушке и влюбляется в нее, двое же близнецов-подростков увлекаются одной девушкой, дочерью бывшего посла Израиля в Тегеране, а она девушка непростая, в отличие от них, опытная и продвинутая, благо до т.н. "исламской революции" шахский Иран был страной куда более открытой для западной культуры, чем Израиль. Воспитаны же парни родителями в святой вере, что при любых обстоятельствах надо хранить верность. Когда один из близнецов, Эрез, случайно становится свидетелем, как отец у себя в офисе занимается сексом с секретаршей, его вера рушится в одночасье. Он сдуру прокалывает шину отцовского автомобиля. В тот же день отец попадает в аварию. Не признаваясь в содеянном, но виня себя, Эрез, более успешный в своей любви, уступает дорогу брату Оферу, чьи чувства якобы более серьезны. На самом деле позднее брат тоже начинает изменять девушке, но Эрез к этому времени уходит в армию и записывается в спецназ, о чем всегда мечтал Офер - тому остается сидеть дома и ухаживать за парализованным после аварии отцом, и он злится на брата, укравшего его мечту, брат же, в свою очередь, не желает, когда начинается война в Ливане, убивать ни в чем не повинных добрых арабов, как того требует от спецназовцев сионистская военщина. Момент, когда Эрез вместо араба наставляет автомат на своего командира - самый сомнительный в фильме не только идеологически, но и с точки зрения художественного вкуса, хотя на бытовом уровне агрессия против "соседей" присутствует на протяжении всего фильма, особенно усердствует мать братьев, проклиная и Бегина, и Переса, раздающих направо и налево земли арабам, а взамен получающих только новые теракты. Но с этим, когда смотришь израильское кино, лучше заранее смириться - нигде кроме как там не услышишь с такой ясностью, что во всем виноваты евреи. Труднее привыкнуть к тому, что эта вполне милая, пусть и на местечковом уровне исполненная, поделка настолько нескладная и больше похожа на любительский киноопыт, чем на изделие профессионала. Простецкие персонажи рассыпают такие афоризмы, что позавидовали бы и Оскар Уайльд с Бернардом Шоу, эмоциональное состояние героя легко и без полутонов сменяется на противоположное, а затем еще и еще раз, вычурность реплик соединяется с примитивизмом сюжета - такое ощущение, что кино для авторов "Затерянных островов" - не основной род деятельности, а хобби, и таланта они не лишены, а вот навыка и школы не имеют. Одного из братьев для пущей важности приходится убить - и не спецназовца Эреза, а его близнеца Офера, добровольно вызвавшегося доставить важную корреспонденцию и погибшего под обломками рухнувшего здания. Эрез близок к самоубийству, но отец, которому невеста Офера рассказала про сомнения Зреза относительно причин автокатастрофы, обманывает сына: мол, шину он еще до аварии заменил, а разбился потому, что въехал в масляную лужу. Таким образом старик демонстрирует свою приверженность семейным ценностям. А что он жене изменял, с чего все и началось - так это своеобразная диалектика: верным надо быть прежде всего себе и своему чувству, это и есть настоящая верность, а все остальное - самообман. Посыл небесспорный, если не сказать больше, но важнее, что он очень уж коряво реализован. Сценки, больше подходящие для туповатой комедии, сменяются военными эпизодами, стилизованными под хроникально-документальную съемку, мелочные разборки - с философскими диспутами, и все это крайне неорганично сочетается. Впрочем, смотрятся "Затерянные острова" без скуки, герои вызывают симпатию, сюжет прочитывается внятно - для израильского кино это еще далеко ну худший вариант, а в сравнении с "Ливаном" это еще и вполне патриотичная картина. Название же ее связано с сериалом, который вся семья смотрела по телевизору каникулы напролет - намек на то, что семейная жизнь сродни жизни на острове, замкнутом пространстве, откуда никуда не денешься, хочешь не хочешь, а устраивайся как есть.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 22 comments