Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

"Молодой Эйнштейн" реж. Яху Сириос, Австралия, 1988

- Я хочу быть физиком.
- что они выращивают?
- Ничего не выращивают.
- Тогда какой от них толк?

Юный патлатый Альберт Эйнштейн, фермер из тасманийской глуши, любит попиликать на скрипке, лежа голышом в лоханке под мыльной пеной, но между делом открывает формулу Е=МС2 и способ расщепления атома, ставит эксперимент на атоме пива, взрывая в результате отцовский сарай. В поезде посреди пустыни он знакомится с Мари Кюри и ее спутником Престоном Престоном. Мадемуазель Мари, незамужняя, но уже носящая фамилию несуществующего супруга и обладательница нобелевской премии за 1903 год, привечает молодого гения, но шарлатан Престон пытается украсть открытие Эйнштейна, пока тот в компании Резерфорда и других гениев прохлаждается в сумасшедшем доме. И седобородый старец Дарвин чуть было не вручает самозванцу, готовому к тому же погубить мир неосторожным обращением с плодами чужих трудов, премию - но Эйнштейн и Кюри появляются вовремя и предотвращают катастрофу.

Одновременно с "Молодым Эйнштейном" по "России" на Первом шла "Мэри Рейли" Стивена Фрирза по сценарию Кристофера Хэмптона (1996), весьма любопытная версия сюжета про доктора Джекилла и мистера Хайда с Джоном Малковичем в роли того и другого и с Джулией Робертс, играющей служанку доктора, посвященную в его тайну (также в ролях: Гленн Клоуз, Майкл Шин, Майкл Гэмбон, Генри Гудман и т.д.) - но как ни интересен был мне этот фильм, который я тоже никогда раньше не видел, а выбрал я однознайно "Эйнштейна".

В такого рода фантазиях всегда есть две опасности - отклониться в хотя бы относительный историзм и утрать драйв, либо перебрать с гротеском и впасть в пошлятину. Автору "Молодого Эйнштейна", который к тому же играет сам заглавную роль, удалось избежать того и другого. Киношка, конечно, по большому счету чепуховая, но невероятно обаятельная. При всей нарочитой условности образа этого австралийского, точнее, тасманийского Эйнштейна, построенного на гиперболах и эксцентрике почти цирковой, характер чокнутого изобретателя вполне убедителен. По сюжету фильма помимо атомной энергии и теории относительности Эйнштейну с Тасмании принадлежит также честь изобретения электроскрипки и рок-н-ролла. Причем принцип рок-н-ролльного ритма приходит в голову герою, когда тот из своего номера-клоповника наблюдает за детьми, играющими на улице в "классики". А вот вести двойную бухгалтерию, как того требует Престон, этот гений патологически не способен.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment