Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

Выставка Моисея Фейгина "Исповедь Арлекина" в Музее личных коллекций

Еле дошел в самые последние дни работы выставки. Конечно, Фейгин - не первого ряда художник, и кроме того, он пережил свое время. Родившись в 1903-м и попав в Россию с родителями в 1914-м, будучи представителем "вхутемасовского" круга, учеником Осмеркина, современником Шагала, Лентуллова и Фалька, он и в нынешней, посмертной экспозиции представлен в основном работами последних двух десятилетий, то есть 1990-2000-х годов. Тому есть и объективные причины - во время войны, пока Фейгин уходил добровольцем в запасной полк, его квартиру разграбили и полотна довоенного периода пропали. Однако и картин 1940-1950-х годов на трех этажах Музея личной коллекции практически нет. Образ Арлекина, вынесенный в название выставки, появляется у Фейгина сравнительно поздно и занимает особое место - персонажи в клетчатых трико у него разыгрывают известные сюжеты, в том числе литературные (среди которых особое место занимает Дон Кихот), и библейские ("Блудный сын", "Бегство в Египет", "Тайная вечеря", исполненные в разном колорите - оранжевом, желтом - вариации на тему Распятия и т.п.). Чарли Чаплин в качестве персонажа живописи и графики Фейгина (в витрине на третьем этаже - целая серия рисунков тушью: "Танцующий Чаплин", "Чаплин на прогулке" и т.п.) продолжает ту же линию, "арлекинаду". И даже позднейший, 2005 года "Кавалерист" в буденовке со звездой (правда, звезда - голубого цвета) больше соотносится с тем же Дон Кихотом, чем с традициями советской живописи 1930-1950-х годов. Вообще вторичность Фейгина по отношению к Шагалу (парящие над городом фигуры, особенно интересен в этом смысле "Хоровод в ночи", 1993), Петрову-Водкину (разноцветные кони) или Лентулову (распадающаяся на элементы материальная фактура) вполне очевидна. Более "ранний" Фейгин - это в основном абстракции, точнее, полуабстрактные пейзажи типа "Безмолвия" 1972 года (с серым - "лунным"? - диском в центре) или "Композиции с белым треугольником" 1972-76 гг., либо портреты типа "Счастливого дедушки" 1966-69 гг. Автопортретов много, и в них, в отличие от остальных вещей, прослеживается обратная тенденция - чем более поздние, тем черты лица сильнее размыты, обобщены: от 1948 года - к 1965-му и далее - 1995, 2004 и серия позднейших, 2006, 2007 гг. Арлекины и кони (одна из картин, 1998 года, так и называется) - два основных мотива Фейгина. Но меня из всего, что можно увидеть на выставке, особенно привлекла картина "Песнь солнцу" 1992 года, где отсутствуют тот и другой. На полотне - две тонкие фигуры, у одной к губам приложен горн, они среди пустыни, а прямо перед ними, и не где-то в далекой вышине, а буквально под носом - пылающий шар.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments