Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Вакантное место" реж. Эрмано Ольми, 1961 (ММКФ)

Помимо Дино Ризи, есть еще один итальянский киномэтр, чьи фильмы я по-настоящему люблю - Эрмано Ольми. Пятидесятилетней давности "Вакантное место" внешне выдержано в эстетике неореализма, но, что характерно для стиля более зрелого Ольми, история рассказывается с интонацией эпически сдержанной, без нагнетания пафоса, без прямолинейной социальной критики и с тонкой, но внятной иронией (которой мне, к сожалению, не хватило в его последней картине "100 гвоздей", показанной на ММКФ два года назад), а также с необычайной выразительностью мельчайших деталей.

Паренек Доменико находит работу в крупной миланской конторе, для чего ему приходится пройти экзамены, причем в ожидании вакансии на место служащего его берут всего лишь курьером. Еще во время экзаменов он знакомится с девушкой и та ему нравится. Но они работают в разных корпусах, их графики не совпадают, даже обедают они в разную смену - отношения быстро сходят на нет. Поразительно, что при очевидной и достаточно острой сатире на конторские будни у Ольми совсем не звучат призывы "до основанья, а затем", нет у него ни острых конфликтов и резких сюжетных поворотов, как в вышедшем практически тогда же "Рокко и его братья" Висконти, тем более нет открытой провокации, как у Пазолини, нет и визуальной вычурности, как у Феллини уже в тот период - все очень просто, скромно, спокойно, но, пожалуй, за весь нынешний фестиваль ни один фильм больше так меня не зацепил, как "Вакантное место".

Лестницы и коридоры административного корпуса, закутки и общие залы, столовые, скученность и отсутствие выхода из этой системы (в фильме есть персонаж, который, отправившись на пенсию, продолжает приходить на службу и сидеть там в ожидании звонка, означающего конец рабочего дня) - все это говорит само за себя. А какие в этом фильме лица - таких сегодня и в самых лучших фильмах не увидишь, не делают больше таких лиц. Глаза главного героя - а парень далеко не красавец, не в пример Алену Делону-Рокко, приторному до омерзения - так подвижны, так живо на все реагируют, так много сообщают, что уже и текста не надо. Потрясающая сцена празднования "дружным коллективом" Нового года, как бы мы сегодня сказали, "корпоративная вечеринка" - Доменико один, он вынужден делить стол с пожилой супружеской четой и танцевать с молодящейся бабенкой, слушать дурацкие песенки. Наконец, вскоре после Нового года, появляется вакансия, но "старожилы" конторы захватывают освободившийся стол, а Доменико задвигают в самый дальний и темный угол. Его предшественник на этом месте, потребовавший улучшения "условий труда", просидел за этим столом двадцать лет, практически потеряв зрение. Доменико, скорее всего, ждет то же самое. Но прелесть кинематографа Ольми в том, что он, отнюдь не будучи равнодушным к герою, не спешит вопить "какой ужас", а как бы между прочим, с философической грустью замечает: "ну да, такая вот жизнь..." Много позднее, в моем самом любимом его фильме "Долгой жизни синьоре", Ольми взглянет на почти тот же сюжет с иной стороны.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments