Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

"Видео Бенни" реж. Михаэль Ханеке, 1992 (ММКФ)

При моей стойкой антипатии к Ханеке не отдать должное его мастерству невозможно, и это мастерство проявляется в каждой его картине, даже в самых нелепых, как "Время волков", и гнусных, как "Скрытое". Раннее "Видео Бенни" к тому же лишено многих недостатков других фильмов Ханеке, хотя и не всех. Сюжет о ребенке, совершающим внешне бессмысленный акт страшной жестокости (школьник из благопристойной обеспеченной семьи, любитель видеофильмов, знакомится у витрины салона с девочкой из пригорода, приводит ее домой, там убивает приспособлением для забоя свиней; спасая сынулю, мать спешно увозит его в Египет на отдых, где они интересно проводят время и Бенни продолжает экспериментировать с видеокамерой, отец тем временем избавляется от мертвого тела) очень своевременно напоминает, откуда есть пошла "Белая лента", где те же мотивы реализуются тоньше и на более высоком уровне обобщения. Однако Ханеке надстраивает над одной концепцией другую по принципу пирамиды: вот поступок Бенни, вот его любительская съемка момента забоя свиней на ферме, вот боевики, которые он регулярно меняет в видеопрокате, вот, наконец, репортажи теленовостей о событиях в Боснии, с которых фильм начинается и которыми заканчивается - весь мир насилья как на ладони. Но нет призыва к его разрушению, потому что, с одной стороны, Ханеке отказывается что-либо предлагать взамен в качестве позитивного образца (для этого ему, по крайней мере, хватает вкуса, в отличие от большинства интеллигентов), с другой, он по отношению к этому миру настроен до такой степени скептически, что не допускает, будто подобным образом функционирующая система сама по себе, без внешних воздействий на нее, может просуществовать хоть сколько-нибудь еще продолжительное время. Вот и его юный герой Бенни, вернувшись из Египта, так же ни с того ни с сего, как прежде убил незнакомую девочку, отправляется во всем признаваться. Что принципиально важно - он как убивал без удовольствия, так и сознается без раскаяния. После убийства Бенни бреет наголо голову, а потом избивает друга-одноклассника, в такой вот странной и оттого еще более пугающей последовательности - по-хорошему сначала он должен был оболваниться, потом уж подраться, ну а затем - убить.

Кинематограф Ханеке - прямая противоположность тому, что представляет из себя современное русское кино, да и не только современное, его фильмы - триумф "бездуховности". Причем он не о "бездуховности" говорит с позиций "духовности" - этого добра и у православных фашистов сколько угодно, а именно саму т.н. "бездуховность" воплощает в художественных формах, да еще каких. Мне эта крайность близка не в большей степени, чем образчики "православной духовности". Но как раз перед показом "Видео Бенни" мы разговорились с продюсером "Воробья" - и не то чтобы случайно, так вышло, что мы достаточно давно знакомы и по-человечески он мне очень симпатичен. Что, разумеется, не помешало мне высказать ему все, что я про "Воробья" думаю, да он уже и прочитал к тому моменту мой отзыв в дневнике. И я, со своей стороны, больше не про фильм говорил, а про то, что идеология картины мне может быть сколь угодно не близка, однако если речь идет о более или менее полноценном произведении искусства, то есть предмет для разговора. На примере "Воробья" Шиллера, который в некоторых моментах парадоксальным образом перекликается (по контрасту, конечно) с "Белой лентой" Ханеке, отчетливо видно, где кончается искусство и с чего оно начинается. И если "Воробей" дает лишь повод для брезгливой усмешки в адрес и самого фильма, и его создателей (увы, дело обстоит так и никак иначе), то с Ханеке, наоборот, еще разбираться и разбираться, при том что лично я его, в общем-то, на дух не переношу.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments