Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Познавая белый свет" реж. Кира Муратова, 1978 (ММКФ)

"Вот человек пьет молоко, а сразу видно хорошего человека" - говорит одна из героинь фильма. Хорошее кино тоже видно сразу. Я, признаться, Муратову полюбил за последние три ее фильма, начиная с "Настройщика", и даже задним числом пересматривая более ранние вещи, за редким исключением не нахожу в них ничего для себя. Но "Познавая белый свет" меня восхитил не меньше, едва ли не больше, чем "Два в одном" или "Мелодия для шарманки".

А ведь всего делов-то - какая-то комсомольская стройка, фабричная самодеятельность, любовный треугольник: местная "звезда" и два парня, оба шоферюги, только один - быдловатый пролетарий Коля (Алексей Жарков), другой типа "интеллигент" Миша, да еще из Житомира, без ноги, с протезом. Девушка с характерным именем Люба отдает предпочтение, естественно, второму - и вроде бы все хорошо, но первый, уходя навсегда, бросает камень в зеркало, в рамке которого, как в окантовке семейного фото, отражаются лица Любы и Миши, совсем уж было собравшихся в зал - и "фото" разбивается.

В "Белом свете" уже есть все те "фишки" и "штучки", которыми отличаются позднейшие картины Муратовой, но если в "Два в одном", да уже и в "Увлеченьях", в "Трех историях" и т.п. они, эти приемы, доведены до гротеска, то здесь пока что это часть, и немаловажная, реалистической эстетики, а поэзия муратовская реализуется через другие элементы. Например, на афише фабричного ДК мелькает афиша "Старые стены" - а через некоторое время к героям выходит из тьмы сама Людмила Гурченко, она за рулем машины, у которой полетел карбюратор, а она боится туда лезть, Миша помогает, Люба же находит выброшенную ей записку и читает - высокий, даже архаичный в своей возвышенности (если не сказать высокопарности) слог. Этим слогом Муратова здесь говорит еще не об ужасе и безнадеге существования, но о стремлении к счастью, в том числе - простому, женскому. Однако "счастья на заводах не делают, даже на самых лучших конвейерах". И вряд ли "самое главное - в загс очередь занять". Одна из комсомолок-близняшек звонить матери из телефона-автомата: "Много, много тут... Того, о чем мы с тобой говорили и о чем ты меня сейчас спрашиваешь... Много тут женихов... Нет, пока не полюблю, замуж не выйду..."

Но самое удивительное - Нина Русланова в роли Любы. Русланова - из числа актеров, которые как будто никогда не были юными. Она и здесь не выглядит девчонкой, но я не помню также, чтобы где-то еще, в том числе у Муратовой, снимающей ее из картины в картину, Русланова играла главную роль. И не просто главную - звездную, и не только по статусу, но по существу. А в финальном эпизоде Русланова с ярко накрашенными губами и кудряшками удивительно, просто чудесным образом похожа на сегодняшнюю Ренату Литвинову.
Subscribe

  • на всю оставшуюся жизнь

    "Не хочешь пить за нашу победу? В таком случае выпей за свою погибель". А что мне было терять? "За свою погибель и избавление от…

  • Кама Гинкас. Тайна с вариациями (10)

    Если из многих тысяч спектаклей, увиденных за всю жизнь, мне зачем-то придется выбрать и назвать всего один - я не раздумывая, сразу вспомню:…

  • Кама Гинкас. Тайна с вариациями (9)

    "Каждому человеку положен определенный срок жизни, положено быть на двух ногах, определенного роста... Параметры мы знаем, они ужасно…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments