Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

"Реверс" реж. Борыс Ланкош, "Галерьянки" реж. Катажина Росланец (ММКФ)

В очередной раз я, и не я один, убедился: есть польское кино - и есть все остальное кино. Это не значит, что фильмы, снятые в Польше, сплошь шедевры - они, естественно, очень разные, но такого кино, как поляки, сегодня больше никто нигде не делает, и даже не потому, что не умеет - мода другая. А в Польше вроде бы и про моду знают, но думают по-своему. Поэтому и получается лучше, чем у остальных. По крайней мере две польских картины за один день - лучшее из того, что я пока посмотрел на нынешнем ММКФ.

"Реверс" стоит в конкурсе "Перспективы". Перспектив на победу у него, я полагаю, немного, если уж гениальная "Надежда" Станислава Мухи в основном конкурсе несколько лет назад не получила ничего вообще. А я получил большое удовольствие от просмотра. Послевоенная Польша отдана русскими захватчиками на откуп местных коммунистов, а одинокая девушка, сотрудница отдела поэзии книжного издательства, не может найти себе мужа. Встреченный ею положительный парень оказывается агентом ГБ и требует доноса на редактора, шантажируя старинной золотой монетой, которую героиня съела, дабы спасти от государства. Девушка, семья которой до национализации владела аптекой, травит его, затем вместе с матерью и при помощи старой бабушки растворяет труп в ванной. Эта линия сделана в ч/б, разыгрывается под нарочито тревожную музыку, сюжет тоже вполне анекдотический - то есть перед нами стилизация под нуар. Характерно, что в том же духе и на материале того же времени разбирался с послевоенным состоянием "народной демократии" Явор Гырдев в "Дзифте". Но в "Реверсе" есть и современная линия - по последней моде сын героини от убитого гэбиста оказывается геем, живет на Западе и вместе со своим бойфрендом опекает мать в старости. То есть все новомодные кинотенденции поляки тоже отслеживают - и к ним также способны отнестись с иронией, хотя серьезность темы от этого не страдает, напротив.

"Галерьянки" заранее сравнивали с Германикой, но по сути это, конечно, анти-Германика. У той непонятно, идет ли речь о людях или она наблюдает за зверками забавными. "Галерьянки" по сюжету - в чем-то более жесткое кино. Здесь школьницы приходят в супермаркет и говорят мужикам: "Купи мне джинсы, а я тебе отсосу". Но не возникает тени сомнения, что эти девчонки - люди. Они живут не только инстинктами, в них животное и человеческое сражаются на смерть, а побеждает то одно, то другое. У двух главных героев - своя компания и свои авторитеты. У Аллы - Милена, прожженная девица, у Михаля - отмороженный Чудила, но и Милена, и Чудила - тоже не примитивны, они сложнее, чем любой подросток из любого фильма Германики. А уж про Аллу и Михаля говорить нечего - в общем-то, кино не про ужасную жизнь и низменные стремления молодежи, а про то, как два юных человека друг друга любили, но обманули сами себя, Алла погналась за чем-то призрачным и не оценила своего поклонника, а тот поспешил спрыгнуть с крыши, покончить с собой. Все это рассказано, однако, без тени интеллигентской манерности - нормальной фиксированной камерой, без потуг актеров имитировать спонтанные жесты и речь - камера снимает, актеры играют - а, как говорится, "отчего ж так сердце замирает". За час пятнадцать я всех персонажей этого фильма полюбил - даже Милену с Чудилой, даже мать Аллы, приводящую в дом ухажеров, и ее бестолкового, безвольного отца, даже очкастую училку-старуху. При удивительном - действительно - внешнем сюжетном и тематическом сходстве с "Все умрут..." или "Школой" - "Галерьянки" ближе, по-моему, к "Русалке" Меликян. Они и выстроены как набор главок, отбитых рэп-песенками и рекламными слоганами. Но кроме всего прочего, в фильме есть и другое начало. Михаль в подарок Алле делает ангельские крылья - вырезает из картона и собственноручно оклеивает пухом. Подарить не успевает - по совету Милены девушка предпочитает отправиться за сексуальным опытом к взрослому мужику. Мальчик же, когда доходит до него очередь, не справляется с задачей - переволновался, бывает, а девочка сдуру разбалтывает об этом подруге, подруга - другим девочкам, девочки - другим мальчикам, Михаля начинают дразнить, и он не выдерживает. Потом, после его рокового прыжка, Алла находит его крылья. Вот этот обрац, простецкий до наива, и придает истории то измерение, которого лишены не только убогие германикины поделки (ей бы для начала поучиться кино делать, а потом уже карабкаться в живые классики!), но и многие вполне добротные подростковые ленты, которых немало и которые я тоже очень люблю. Собственно, это измерение и делает фильм (спектакль, книгу, картину) произведением искусства, придает двухмерной картинке необходимый объем (а вовсе не эффект 3Д и тем более не дрожащее расфокусированное изображение). И если оно есть - тогда можно и материться, а материться поляки умеют, русских субтитров не хватило, чтобы все перевести, но по знакомым корням слов и так все понятно. Все можно - надо только понимать, ради чего.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments