Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Иоанна - женщина на папском престоле" реж. Зенке Вортманн

Даже официальные советские историки церкви, будучи твердокаменными марксистами, о т.н. "папессе Иоанне" говорили не иначе как о легенде, причем с минимальной степенью достоверности. Не поднимают эту тему и православные - благо хронологически история с "папессой" относится к периоду, как у них принято выражаться, "когда Папа Римский еще был православным", то есть до оформления православной ереси в агрессивную политическую организацию и ее окончательного разрыва с христианской Церковью. Дело, впрочем, не в том, насколько этот факт достоверен - допустить можно все, что угодно, кроме разве что инопланетян, да и они, быть может, существуют, только лично мне в них поверить еще труднее, чем в возможность восхождения женщины на Папский престол - хотя создатели фильма могли бы чисто формально оговориться в том смысле, что "персонажи вымышлены, совпадения случайны". Вопрос стоит иначе: для чего тот или иной автор к этому сюжету обращается. К примеру, протестантские писатели на нем спекулировали, потому что им важно было дискредитировать институт папства как таковой. Дама, написавшая положенный в основу сценария роман, якобы бестселлер, очевидно преследовала иные цели.

В литературе и кино, причем разной степени популярности, сегодня доминирует тенденция использования исторического антуража и связанных с ним событий и персонажей для разговора на темы как будто бы актуальные, то есть превращения исторического романа в беллетризованный памфлет, когда формальные признаки жанра остаются, но задачи подменяются. Так в "Операции Валькирия" офицеры вермахта превращаются в антифашистов-пацифистов только потому, что пытались убить Гитлера (никого не интересуют истинные мотивы их исторических прототипов), а британская аристократка фривольного нрава - в идейную феминистку ("Герцогиня"). Но "Иоанна" - это просто пособие по феминизму, "краткий курс" феминизма для чайников ("чайниц?") даром что действие фильма разворачивается в 9-м веке. Отец-священник, родом из Англии, но присланный в землю саксов, с детства запрещает дочери учиться грамоте - она тайком берет уроки у брата. Само собой, мужчина бьет жену и угнетает детей, особенно девочку. Но она делает успехи, и вместе с братом оказывается милостью епископа в соборной школе. В нее влюбляетя женатый граф Джеральд, но его супруга спит и видит, как бы соперницу извести, и дождавшись отъезда мужа в поход против норманнов, пытается выдать приживалку за сына кузнеца - в момент бракосочетания вторгается враг и всех убивают, включая и брата Иоанны, по имени Иоанн, добродушного, но туповатого парня с задатками солдафона, не оправдавшего надежды отца. Тогда под именем Иоанна девушка поступает в монастырь, там продолжает обучение, в том числе медицине, оказывается при папском дворе, спасает Папу Сергия от тяжкой болезни, становится его доверенным лицом, а после его смерти в результате отравления, избирается Папой Иоанном. Возлюбленный же граф служит при ней капитаном папской гвардии, и в момент, когда на Пасху интриганы подстраивают ему западню и убивают, папесса умирает родами. В общем-то, кино не самое плохое - добротная историко-авантюрная мелодрама. В отличие от большинства других современных фильмов, нелепым "Иоанну" делают не режиссерские или актерские недоработки (один обозреватель заметил, что главную героиню играет Иоганна Вокалек, которой далеко до Инны Чуриковой - ну да, далеко, но актриса неплохая, и остальные тоже, правда, Джон Гудмен в роли Папы Сергия совсем уж анекдотичен), а именно идеологический пафос. И даже не в феминисткой его части.

Иоанна в фильме - девушка искренне верующая, преданная Христу и Его Церкви. В то же время она совершает один подлог за другим, да еще какие подлоги! Ну ладно она мужчиной притворяется, так она, чтобы спасти Рим от франкского императора, устраивает с благословения Сергия фальшивое чудо: двери храма с помощью скрытого механизма закрываются под носом у завоевателей, и вражеская армия падает на колени, покоренная без борьбы. Что означает по меньшей мере - на божественное вмешательство Иоанна не надеется. Чем она в таком случае отличается от корыстолюбивых и погрязших в плотских удовольствиях священников-мужчин, чьи низости живописуются в фильме без всяких скидок - непонятно. То есть христианскими идеалами эта Иоанна пользуется лишь в демагогических, популистских целях, на деле же ведет себя как либералка-технократка. Насколько это исторично даже если, допустим, принять как факт пребывание женщины в статусе Папы Римского - вопрос риторический, учитывая, что на дворе 9-й век. Но между прочим такая модель поведения - именно то, что либералы-технократы в наши дни требуют от Церкви: отказаться от мистического понятия Откровения и всех других религиозных категорий, чтобы свести христианство к кодексу этических и правовых норм, о характере которых и говорить излишне - он должен полностью укладываться в прекраснодушные представления интеллигентов о добре и правде. Да и пусть их требуют, все равно православные с мусульманами скоро их всех перережут. Но хотя бы напоследок они могли понять, что их идеал с христианством ничего общего не имеет. А то вроде получается, что такого рода пафос и против Церкви не направлен, и даже апеллирует к Священному Писанию - но лучше бы уж тогда они проповедовали его с откровенно атеистических и антиклерикальных позиций, так честнее. Это не только "Иоанны" касается, но и, к примеру, "Переводчика" Улицкой - интеллигенты всех стран мыслят одинаково, и одинаково плоско. Вот и выходит то же, что всегда, когда Богу заставляют молиться дурака. А тем паче - дуру.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments