Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Флаги наших отцов" реж. Клинт Иствуд, 2006

Примечательно, что "Письма с Иводзимы", которые вместе с "Флагами наших отцов" составляют дилогию, в российском прокате шли, а "Флаги..." - нет. Прогрессивная критика на тот момент это обстоятельство трактовала в привычном ей ключе: мол, "Иводзима" - про героизм японцев, то есть картина как бы "антиамериканская", а "Флаги" - наоборот, и поэтому... Но, конечно, совсем не поэтому, и вообще все не так. "Письма с Иводзимы", которые мне кажутся не лучшим произведением Иствуда последних лет (но они только по меркам гения "не лучшие", а на фоне всего остального, что в мировом кино творится - просто шедевр), я пересмотрел на прошлой неделе по телевизору и лишний раз убедился - они совсем про другое. И действительно, только в совокупности с "Флагами наших отцов" становится до конца понятно, про что именно.

Сегодня, когда каждый либеральный мудак воображает себя борцом за мир, Иствуд может показаться милитаристом. На самом деле нет в мировом кино художника - ну, по крайней мере, хоть сколько-нибудь заметного - который так сильно, как Иствуд, ненавидел бы войну, любую, даже если это война с фашизмом. Но его ненависть к войне не имеет ничего общего с т.н. "пацифизмом", а ровно наоборот: войну делает возможной и даже неизбежной терпимость к злу, начиная с бытового уровня и вплоть до глобальной политики. Всех персонажей Иствуда, от самых давних до самых последних, объединяет именно нетерпимость к злу. И если война - это зло, то с этим злом можно эффективно бороться только одним способом: воевать и побеждать. В "Флагах наших отцов" один из персонажей говорит в самом начале фильма: "Война, прежде всего - грязь, кровь, жестокость. Но в этом кошмаре нужно найти смысл". Иствуд не из числа тех, кто отказывается от участия в войне, предпочитая, чтобы за него воевали другие. Война для него - данность, а его герои и раньше, и теперь от жизни, какой бы она ни была, не бегали. "Флаги наших отцов", где сопродюсером выступал Спилберг, а соавтором сценария - Хэггис, рассказывают в том числе и о пропагандистской лжи, которой сопровождается война: несколько участников штурма Иводзимы позировали для постановочной фотографии, на которой был запечатлен момент водружения флага, а потом ездили по стране, агитируя покупать облигации военного займа, и эти эпизоды перемежаются с эпизодами батальными. Однако для Иствуда это не повод констатировать очередную банальность: мол, война - всегда обман. Для тех, кто высаживался на Иводзиме, война обманом не была. Как и для тех, кто ее защищал, для японских солдат и офицеров, которым посвящены "Письма с Иводзимы".

В отличие от Спилберга, Иствуд даже в эпизодах высадки морских пехотинцев на остров не забывает подчеркнуть, что несмотря на проявления героизма это в первую очередь все-таки "грязь, кровь, жестокость". Но, в отличие, скажем, от Малика (не говоря уже про Оливера Стоуна или того же Пола Хэггиса, которые, правда предпочитали рассказывать про другие войны, более удобные для их ограниченных либеральных воззрений), не ограничивается и демонстрацией этой "грязи", а пуще того - тупости и пустоты войны. У Иствуда герой в любых обстоятельствах способен проявить себя с лучшей стороны - воюет ли он, участвует ли в пиар-кампании. У него всегда есть выбор, и он этот выбор всегда делает, и, как полагается настоящему герою в исконном смысле этого слова - выбор правильный. Казалось бы, подобный подход, не лишенный и неизбежного в таких случаях пафоса, морально устарел и должен оборачиваться художественным провалом (примером чему могут служить образчики православно-фашисткого кинематографа, в том числе и не самые худшие из них). Но Иствуд, имеющий дело не с легендарными героями, не с персонажами мифов или древней истории, по отношению к которым открытый пафос еще может быть уместен, но с нашими современниками, всякий раз выходит победителем. Каким образом Иствуду в его возрасте и с его опытом, при исключительном здравомыслии и трезвом взгляде на жизнь удается, сохранять веру в человека - главная загадка его личности, но не менее удивительно, что свою веру он еще и умеет передать другим посредством художественных образов.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments