Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

"Экзамен" реж. Стюарт Хейзелдайн в "35 мм"

После спектакля "Метод Гренхольма" в театре Наций у меня вышла своего рода дискуссия с двумя очень уважаемыми дамами, которые в ответ на мой недостаточно, с их точки зрения, восторженный прием постановки Гырдева, а в первую очередь пьесы Гальсерана, пытались меня уверить, что пьеса эта представляет собой нечто новое и уникальное в своем роде. Я в ответ сказал, что на самом деле подобных пьес очень много, и когда меня попросили привести примеры, навскидку вспомнил десяток:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/1715076.html?nc=2

На тот момент я еще не знал про фильм "Экзамен", иначе в первую очередь, конечно, упомянул его. До такой степени и тема, и сюжетно-композиционная конструкция "Экзамена" и "Метода Гренхольма" сходны, если не сказать идентичны - хоть играй в "найди десять отличий". Отличия, конечно, есть - но но большей части формальные. В "Методе Гренхольма" четыре персонажа, в "Экзамене" их восемь, и обращаются они друг к другу не по именам, обходясь предложенными одним из соискателей заведомо "неполиткорректными", по принципу пола и расы, кличками: Белый, Черный, Смуглый, Блондинка, Брюнетка и т.д. Речь не идет о заимствованиях - хотя понятно, что "Метод Гренхольма" написан и поставлен раньше, просто сама схема сегодня разрабатывается очень многими и модель на всех общая. Но поскольку "Экзамен" - это все-таки кино, воздействующее на зрителя опосредованно, то и средства здесь используются более эффектные, от низвергающихся с потолка струй воды до членовредительства с летальным исходом. Основная же структура - просто один в один: несколько соискателей на должность в крупной корпорации оказываются в замкнутом пространстве комнаты и проходят странный тест, по результатам которого только один из них получит вожделенную должность, добровольно покидающий комнату дисквалифицируется, а за происходящим внутри кто-то таинственный, преследующий не до конца ясные цели, наблюдает со стороны, и не только со стороны, потому что среди соискателей также есть "подсадные".

Причем "Экзамен" и "Метод Гренхольма" - это все-таки не клоны, а сюжетно самостоятельные произведения. У Гальсерана "офисная пьеса" скрещивается с экзистенциальной драмой. "Экзамен" - гибрид попроще, с фантастическим триллером типа "Обители зла": мир поразил какой-то загадочный вирус, и компания, которая проводит это своеобразное "собеседование", занимается производством лекарства от этой инфекции, среди соискателей же по меньшей мере несколько человек страдают от данной болезни либо имеют больных родственников. Так что в качестве "обители зла" здесь выступает фармацевтическая корпорация, что тоже не новость, да и зло это весьма относительно, ведь с вирусом тоже кто-то должен бороться. В "Экзамене", если продолжать поиск "десяти отличий", действие разворачивается в присутствии вышколенного охранника, который стоит себе столбом, что бы ни творилось, вода ли, огонь ли извергаются, и знай только выводит из комнаты нарушивших правила - в финале, правда, его пистолет становится смертельным оружием в руках окончательно озверевших претендентов. Кроме того, среди восьми участников драмы изначально находится аутичный очкарик, который, как выясняется в самом конце, хотя нетрудно догадаться раньше, и есть директор - ученый, разработавший препарат против таинственного вируса. Основная же интрига, которая занимает действующих лиц - поиск единственного вопроса, на который кандидаты должны дать ответ. Чего они только не делают с листками, которые им раздали - и в ультрафиолете их рассматривают, и греют на зажигалке, и даже писают на них. А надо было всего лишь посмотреть через стеклышки, которые перебирал замаскировавшийся чудаковатый руководитель фирмы в первые из 80 отведенных персонажам минут, чтобы окончательно убедиться - вопроса нет. Точнее, вопрос этот был задан открытым текстом ассистентом, проводивших их в помещение: "Вопросы есть?" И правильный ответ, стало быть, - "Нет".

Результат собеседования в "Экзамене" налицо: одна из героинь успешно его прошла и станет личным помощником с большой, надо думать, зарплатой, а фирма продолжит бороться с вирусом, грозящим истребить человечество - вот только стоит ли оно того? Впрочем, если уж возвращаться снова к "Методу Гренхольму", но спектаклю Гырдева надо отдать должное в плане уровня актерских работ. Тогда как в "Экзамене" задействованы третьесортные артисты, из которых лично я опознал только одного, Смуглого - Джими Мистри, он играл мусульманина-гомосексуалиста в комедии "Почти натурал".
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment