Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Дорога" реж. Джон Хиллкоут в "35 мм"

Про "Дорогу" Кормака Маккарти много говорили еще в связи с экранизацией "Старикам тут не место". Особых иллюзий у меня не было с самого начала, но "Стариков..." Маккарти я прочитал:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/1576093.html?nc=8

Вряд ли буду читать "Дорогу", если она вообще переведена. Насколько близко к тексту выполнена эта экранизация - судить не берусь, не это важно. Важно, что это старомодная плоская притча в духе кинематографа, столь любимого советскими интеллигентами, только уровня не Тарковского даже, а какого-нибудь Лопушанского, и кстати, даже сюжетом чем-то напоминающая "Посетителя музея", только, как ни смешно, еще примитивнее. Случилось страшное, а именно - конец свето. В силу каких конкретно причин он наступил - климат ли поменялся, метеорит ли упал или разразилась-таки ядерная война - неизвестно и неважно, главное, что почти все погибли, а выжившие по большей части ожидали и бродят по разрушенной Америке в поисках остатков продуктов, за отсутствием таковых не брезгуя и встречной человечинкой. В такой вот непростой обстановке отец и сын (мать покончила с собой раньше, не выдержала испытаний) бредут на юг к океану, где предположительно сытнее или по крайней мере теплее. У папы с лучших времен завялялся пистолет, но пули всего две, на случай, если станет совсем невмоготу - он обучает сына, как правильно себя убить, и в какие-то моменты уже готов сделать это сам. Но кроме того, отец дорогой на всякий случай учит сына отличать добра от зла и хороших людей от плохих, но на практике им самим не всегда удается оставаться хорошими, иначе просто не выжить. Сын тем не менее пытается, не дает отцу бросать на произвол судьбы полуслепого старика по имени Илай (это уже второй постапокалиптический голливудский Илай за нынешний сезон - см. "Книгу Илая") или бродягу-негра, ограбившего спящего мальчика, пока отец плавал на разведку к полузатонувшему кораблю. Подвалы, заполненный жертвами каннибалов, леса, полные потерявших человеческий образ монстров - все это испытания, позволяющие ребенку после смерти отца сделать правильный выбор и войти в новую семью - отец, мать, двое их детей и собака готовы взять на себя заботы о сироте, видимо, они в понимании героев и авторов фильма и есть "хорошие люди". Если бы эти "хорошие люди" в результате все-таки съели мальчика, это придало бы картине хоть какой-то смысл, но в таком виде, с голливудским хеппи-эндом после нудных и однообразных мытарств, на фоне непрекращающегося конца света, подобная развязка выглядит до такой степени смехотворно, что просто непонятно, что могло в такой ерунде привлечь актеров уровня Вигго Мортенсена, Шарлиз Терон, Гая Пирса, Роберта Дювалла - вряд ли гонорар, на блокбастер "Дорога" не тянет, свежестью мысли не блещет, совершенно очевидно, что в художественном плане это "дорога в никуда", в коммерчском - и подавно. Позвали бы уж тогда на постановку Лопушанского - у него и то поди лучше получилось бы, да еще и по деньгам дешевле б вышло. Очевидно, что "Дорога" во многом соотносится со "Стариками" по тематике ("последние времена") и проблематике ("хороших" людей все меньше, "плохих" - все больше), и по основному пафосу. Маккарти - моралист, причем моралист не религиозного и не метафизического толка, а толстовского, его этика аксиоматична и не нуждается в дополнительных обоснованиях. Он просто за все хорошее и против всего плохого - что, в общем-то, правильно, но очень трудно построить на этом художественное произведение, уж если самому Толстому в последние годы жизни не удавалось, а в особенности произведение кинематографическое, тем более когда за дело берется режиссер явно не обладающий выдающимся дарованием.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment