Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Робин Гуд" реж. Ридли Скотт

Недосуг было выяснить, является ли слоган "так начиналась легенда" обещанием сиквела или же подчеркивает, что сюжет фильма носит характер предыстории,самодостаточной по отношению к более известным фактам из жизни легендарного персонажа, но так или иначе, сыгранный Расселом Кроу герой - не Робин Гуд из английских баллад, советских кинофильмов и т.п., разбойником ему только предстоит стать.

Герой фильма - участник крестового похода под предводительством короля Ричарда Львиное Сердце, после гибели которого в бою власть переходит к младшему брату Иоанну. Будущий Робин Гуд вместе с кучкой друзей, включая и Маленького Джона (дородный детина двухметрового роста) выдает себя за погибшего во Франции рыцаря и, пользуясь его именем, доставляет в Лондон корону Ричарда. Но дав погибшему слово, он затем отправляется в родовой замок рыцаря, чтобы передать меч убитого его старому отцу-барону. А отец, желая удержать за собой и своей невесткой имение, сам предлагает самозванцу поневоле играть и дальше роль законного наследника. Благо и молодая женщина, потерявшая нелюбимого, да и малознакомого мужа через неделю после свадьбы и прокуковавшая в одиночестве последующие десять лет, совсем не прочь опереться вновь на сильное мужское плечо. Король Иоанн тем временем мутит воду, и попав под влияние предателя Годфри, отправляет мародеров к обедневшим, но не утратившим гордости северным баронам, а затем, осознав опасность французской интервенции, обманывает баронов обещанием Хартии Вольностей, держать которое не намерен. Тем самым толкая героя в леса на разбой.

Двуличный и трусливый шериф Ноттингемский, впоследствии главный непосредственный противник Робина, здесь лицо эпизодическое и довольно невзрачное. Не до конца понятен и образ предателя Годфри, как бы ярко не сыграл его великолепный Марк Стронг - чего он в конце концов добивается ли, и из каких побуждений, корыстных ли, тщеславных, - узнать невозможно, в финале Робин поражает его, удирающего по побережью, метким выстрелом из лука, и концы в воду. Наиболее интересный и сложный характер в фильме, как это ни странно - Иоанн, импульсивный, порой истеричный, но хитрый, способный при необходимости контролировать себя, изворачиваться, маневрировать к своей выгоде, и вместе с тем искренне любящий свою жену-француженку, при том что она, научаемая королевой-матерью, выступает с позиций английской патриотки. Сам заглавный герой у Рассела Кроу - все тот же гладиатор на краю земли, многократно уже сыгранный актером в других фильмах, в том числе и у Ридли Скотта. В роли благородного старца-отца - неизменный для подобного амплуа и тоже, увы, вышедший в тираж Макс фон Сюдов, почему-то ужасно похудевший в сравнении со своими недавними голливудскими ролями (да он и у Бергмана в лучшие годы не был таким тощим - как раз вечером по 5-му каналу повторяли "Страсть"). Быстро утешившаяся вдова леди Мэрион - необыкновенная Кейт Бланшетт, чье лицо как будто срисовано со старинных портретов - служит скорее декоративным украшением, виньеткой, чем является полноценным действующим лицом фильма, где основной упор сделан на топоры и стрелы, а люди интересуют режиссера постольку, поскольку кто-то же должен рубить и стрелять.

Впрочем, не совсем так, конечно, к батальным эпизодам "Робин Гуд" Скотта не сводится - но это в каком-то смысле даже хуже и не идет картине на пользу, поскольку идеологически она сверх меры напичкана обычной для любого сегодняшнего блокбастера лево-либеральной и правозащитной чепухой. Голливуд даже высших офицеров вермахта, пытавшихся убить Гитлера, чтобы спасти рейх от краха, умудрился представить антифашистами и пацифистами (см. "Операция "Валькирия") - а что уж говорить про безответного Робин Гуда! Уж он-то, само собой, демократ и правозащитник. Вопиющий антиисторизм был бы оправдан, если бы Робин Гуд остался героем эпического, мифологического типа, но в том-то и дело, что его пытаются представить как человека максимально исторического, потому что авторы увлечены проекциями на современность, пусть и, к счастью, не всегда прямыми до вульгарности, а мифический герой существует вне истории и, что еще важнее, вне моральных оценок, он сам себе - и мораль, и история, и в этом смысле малопригоден для целей нынешних голливудских либералов. Англия в фильме показана в момент перехода власти от Ричарда к Иоанну, что означает отказ от активной внешней политики, от завоевательных походов, и усиление давления на собственных вассалов, на сильных мира сего внутри страны. То есть, в сущности, Иоанн выступает как либеральный демократ. Однако же на деле эта политика оборачивается тиранией и ведет к гражданской войне, а местные бароны при попытках их "раскулачить" в пользу "федерального бюджета" ставят под свои знамена народ, поскольку простолюдинам свой господин так или иначе ближе к телу, чем король в столице, да еще такой переменчивый. Сознательно ли авторы фильма использовали эту схему и что именно они хотели через нее продемонстрировать - непонятно, подозревать их в большой личной симпатии к политике низких налогов на крупный капитал и завоевательным походам в далекие земли вряд ли можно, а на деле именно так и выходит: определенно Ричард пользуется большим уважением, чем Иоанн, а родовая аристократия куда симпатичнее выскочек-предателей.

Особенно примечательна в данном контексте формула про львов и агнцев, всплывающая в сознании американских кинематографистов с прямо-таки маниакальной навязчивостью. Роберт Редфорд использовал ее в названии своего недавнего фильма, Скотт, правда, не такой безмозглый, как Редфорд, и над многозначностью ее не заморачивается, поэтому девиз "поднимайся снова и снова, пока львами не станут агнцы" он устами заглавного героя фильма трактует до умиления просто: "никогда не сдавайся". Но любопытно, в каком контексте она вообще возникает. Этот завет Робину достался от его отца, который по профессии был каменщиком, но заодно и философом, сплотившим вокруг себя многих людей, в том числе вольнолюбивых северных баронов, и в их числе - его будущего "приемного отца", на чьем мече, доставшемся от погибшего рыцаря, этот "слоган" Робин впервые и прочел. Робин Гуд из легенд, кстати - не совсем простолюдин, он, согласно балладам, побочный отпрыск графского рода, но и уж тем более не сын средневекового мыслителя-правозащитника. Сценаристы же не самым лучшим образом соединили мотивы, характерные для более раннего сюжета о короле Артуре с позднейшими романтическими элементами вальтерскоттовских романов. Но если линия от Вальтера Скотта к Ридли Скотту еще хоть как-то прочерчивается, то откуда в этой истории взялась масонская символика, неуместная не только в силу явного анахронизма, но и по самой своей сути - загадка. Однако вполне очевидно, что создателям блокбастера важно подчеркнуть "демократичное" происхождение не только главного героя, но и его возлюбленной: леди Мэрион сама упоминает, что она - дочь "почтенной вдовы", то есть аристократической крови в ней - одна капля. Потому, видимо, она, супруга рыцаря и невестка крупного землевладельца, с такой легкостью самолично работает в поле и ходит за скотиной. Так же и брат Тук - прежде всего трудяга-пчеловод, а уже затем монах, и таким образом противопоставлен своекорыстным клерикалам-фанатикам. И если с классовой точки зрения тут ни один марксист не придерется, то странно, отчего в банде Робина не нашлось места для негров или арабов - мог бы и прихватить с собой по дороге из Палестины.

Такое количество концептуальных и психологических противоречий на уровне как сюжета в целом, так и отдельных характеров, естественным образом ведет к тому, что в фильме на первый план выходят эпизоды боев - а Скотту только того и надо, по этой части он известный мастер и, наверное, если ожидать от "Робин Гуда" именно такого рода впечатлений, картина не разочарует. С другой стороны - в "Робин Гуде", при всей его несообразной идейной избыточности и противоречивости, по крайней мере, никто не творит чудеса иконками и не просит показать сиськи напоследок.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments