Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Наша кухня", СПБГАТИ, целевой набор при Самарском драмтеатре, реж. Валерий Гришко ("Твой шанс")

Ретро-коллажи - модный формат, а для студенческих спектаклей еще и особенно выигрышный: позволяет задействовать весь курс и предлагает участникам равные возможности проявить себя. "Нашу кухню" из общего ряда выделяет еще то, что помимо ностальгического настроения в ней присутствует другое, точнее, ностальгия по прошлому проявляется на разных уровнях. В числе действующих лиц спектакля - Жанна Дмитриевна, "из бывших", в самом начале она одна сидит за столом в белой гостиной, и можно предположить, что когда-то ей и ее семьей принадлежала вся эта в прошлом роскошная квартира, которую теперь населяют "твари по паре"; то есть для кого-то "потерянный рай" - это коммунальная кухня и есть, а для кого-то - родовое гнездо, превращенное самозванцами в бардак. На коммунальной кухне у плиты, где брызги из одной кастрюли летят в другую, а над ними сушится белье (обстановка воссоздана с необычайной для учебного да и вообще для современного спектакля скрупулезностью) разыгрываются мещанские интриги: милиционер Александр Игнатьевич неловко ухаживает за соседкой Наташкой, "свой парень" Егор - за фэзэушницей Женей, бой-баба Галя изводит опекой и ревностью мужа, скромного советского служащего Бориса Петровича, а дебелая тетя Капа и дородный дядя Вася, похоже, наоборот, нашли друг друга. Между ними суетятся одноногий фронтовик Маркелыч и несостоявшаяся актриса Майя Александровна.

Не самая удачная идея, по-моему, перемежать музыкальные номера диалогами - разговорные перебивки не только не придают действу большего единства, но и размывают его, к тому же музыкальный дивертисмент - чистая условность, а диалоги - уже элемент реалистической эстетики, и когда в таком контексте персонажи принимаются исполнять сольные вокальные номера, это звучит менее органично, чем если бы песни перемежались тольлко пластическими интермедиями и следовали бы одна за другой подряд. Время действия, скорее всего - середина или вторая половина 1950-х, подбор музыкального материала - соответствующий: с одной стороны - благонамеренные Соловьев-Седой и Мокроусов, с другой - полуопальные Вертинский и Козин. К примеру, песня Вертинского для "скромного советского служащего" Бориса Петровича становится поводом помечтать о нездешней жизни и неземной любви, но тень из иного мира, явившаяся ему за развешанной через всю кухню простыней, неизбежно оборачивается реальной и агрессивно настроенной супругой Галей. То есть отдельные номера все-таки более или менее самодостаточны, решены через этюдный принцип и не позволяют спектаклю подняться на уровень качественно более высокий, чем добротная студенческая постановка.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments