Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Пипец" реж. Мэтью Вон

У героев кинокомикса и подростковой комедии задачи разного масштаба и разного характера: один хочет спасти мир, другой стремится потерять девственность. В то же время авторами фильма точно отмечено, что супергерои в своей человеческой, негеройской ипостаси, как правило - те же закомплексованные подростки, неудачливые в личной жизни. И в этом плане попытка скрестить жанры могла оказаться плодотворной. Но шутка, на мой вкус, не удалась, вышло как в песенке про волшебника-недоучку: "сделать хотел грозу - а получил козу, вместо хвоста - нога, а на ноге - рога". Очевидно, что меньше всего авторы фильма хотели создать нечто в духе "Супергеройского кино" и тому подобных туповатых кинопародий. Однако "Супергеройское кино" по крайней мере в своей тупости органично, а "Пипец" - ни то ни се, селедка с вареньем. Наверное, не стоило им так решительно отказываться от фантастической подоплеки обретения героем суперсилы - даже в ущерб комическому эффекту. Понятно, что просто еврейский мальчик в гидрокостюме, пытающийся бороться со злом своими слабыми силами и получающий за это ножом в живот (трагическая судьба всех евреев-интеллигентов) - это намного более смешно, нелепо и абсурдно, чем если бы его перед тем укусил паук-мутант или облучило не прошедшее испытаний техническое изобретение. Но уж коль скоро дальнейшее развитие сюжета связано с тем, что юные супергерои уничтожают целый мафиозный клан, а перестрелки и битвы на ножах сняты не по-детски лихо и жестко, можно было позаботиться о том, чтобы все это выглядело хотя бы по меркам фантастической комедии убедительно.

В остальном, надо признать, "Пипец" довольно точно реконструирует в гротескно-пародийном варианте стилистические парадигмы кинокомикса и подростковой комедии, пусть и не всегда органично соединяет одно с другим. Дэйв, как и полагается - очкастый кудрявый ботаник, представляющий себя борцом с несправедливостью. Первые его опыты борьбы с ней в образе вымышленного супергероя под именем Пипец в дурацком гидрокостюме едва не оборачиваются летальным исходом, но в дальнейшем он встречает более опытных коллег по супергеройству - Папаню и его 11-летнюю дочку Убивашку. Папаня когда-то был полицейским и боролся с мафией, но его подставили, и после тюрьмы он поклялся отомстить за поломанную жизнь, а главным образом за смерть любимой жены, матери Убивашки. У босса мафии тоже есть сын-подросток, и тоже одержимый комиксами, так что когда обычные мафиозные средства не помогают, он вызывается оказать отцу содействие и сам принимает образ супергероя, слегка фриковатого, под именем Кровавый угар. После того, как отец будет убит Пипцом и Убивашкй, Кровавый угар, поначалу притворявшийся другом главного героя, займет папино место, как и полагается в кинокомиксах, станет основным его врагом (см. "Человек-паук" . В то же время у Дэйва есть два друга-ровесника, и, как требуют уже каноны подростковой комедии, а роль "ботаника" уже отдана Дэйву, один из них - толстяк, наиболее озабоченный сексуально, другой - тормоз-романтик.

Что еще характерно, в фильме задействованы молодые актеры, засвеченные по преимуществу именно в подростковых комедиях - друга-толстяка играет Кларк Дьюк ("Секс-драйв", "СуперПерцы"), а продвинутого сынка мафиозного босса - Кристофер Минц-Пляссе (МакТрахер из тех же "СуперПерцев"). В то время как старшее поколение, "папаши" - Марк Стронг и Николас Кейдж - если и связаны с какой-то из двух жанровых линий, то с кинокомиксами.

При переводе фильма возникают дополнительные объективные трудности. Как технического порядка - имя героя надо склонять, а оно по-русски склоняться не хочет, так и общекультурного - очевидно, что для полноценного восприятия необходимо для начала в объеме более или менее значительном освоить исходные традиции комикса, супергейройских историй и т.п. - может, для сегодняшних 15-летних таких проблем и нет (хотя по моим наблюдениям, и для них они актуальны), а мне, например, выросшему в лучшем случае на приключениях Мурзилки и "веселых человечков", какие-то вещи просто непонятны и скорее всего не будут понятны никогда.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments