Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

мышь белая: "Щелкунчик" П.Чайковского, Киев-модерн балет, реж. Раду Поклитару

Памятуя о том, как позорно опытнейший тамада Михаил Ефимович Швыдкой год назад дважды назвал хореографа "господин Политкару" - и впрямь, немудрено перепутать - я лишний раз перепроверил порядок букв, хотя после спектакля один известный балетный критик дал мне отличнуюметодическую рекомендацию: ставить в фамилии белорусско-украинско-московско-молдавского хореографа ударение не на третий, а на второй слог, тогда, обретая дополнительное семантическое наполнение, она становится и более удобопроизносимой (а нас еще учили, что фонетика десемантизирована!).

Прошлогодние одноактные балеты Поклитару вызвали у продвинутой публики недоумение, сдобренное высокомерием, хотя по-моему, и они были не так уж плохи:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/1353526.html?nc=3

К нынешнему "Щелкунчику" если не у всех, то у многих отношение прям-таки восторженное, слышны возгласы "гениально" и сравнения с мариинской постновкой Шемякина, причем сравнения в пользу киевского спектакля. Восторга я, если честно, не испытал, а вместо "гениально" сказал бы "прикольно", но это тоже не так уж мало. Для "гениального" у киевского "Щелкунчика" есть два существенных и фундаментальных минуса. Первый - недостаточная подготовка, в том числе чисто физическая, большей части труппы "Киев-модерн балета", когда артист очевидно не справляется с поставленной задачей, пусть даже задача эта и в самом деле не из простых. Второй - некоторая невнятность сюжета и характерологии постановки, особенно что касается первого акта. При этом концепция хотя и не революционная, но достаточно любопытная. Героиня - нищая беспризорница, замерзающая на улице и в своем предсмертном сне намечтавшая себе напоследок роскошный бал и красивую любовь. Начало и финал представления - огромная мышь, замывающая сцену-"улицу", да и мышь ли - скорее, крыса. Так или иначе, беспризорной девочке с грызунами иметь дело не привыкать стать, и во сне она видит, по всей вероятности, хоть и сказку, но с поправкой на собственный жизненный опыт. Поэтому, надо думать, гости на рождественском балу хлещут друг друга плетками - другой версии, что там происходит и почему, у меня, по крайней мере, не возникло. На балу гостей гипнотизирует золотым орденом, подобно крысолову, лысый кривой Дроссельмейер с черной повязкой на глазу. Подаренный девочке Щелкунчик поначалу тоже носит такую повязку - возможно, это омоложенный и облагоображенный двойник мага, или еще как-то - честно говоря, я не понял, в чем тут суть, как не понял, что произошло, когда в момент развязки во втором действии Принц-Щелкунчик исчезает, а героиню целует все тот же хромающий одноглазый Дроссельмейер, после чего она снова оказывается на улице, замерзшая, мертвая, и только крыса склоняется над остывшим девочкиным трупиком. Мыши вообще в этом спектакле - главная сила и основной кордебалет, мышиные король с королевой устраивают бал, и весь дивертисмент второго акта балета разыгрывается как мышиный цирк для пары влюбленных. Сначала кордебалет мышей в пачках танцуют вальс снежинок - презабавнейшее зрелище, тем более, что эти мыши, такие белые и пушистые, еще и затягивают хором дурных голосов мелодию вальса: танцует "Киев-модерн балет", кстати, под фонограмму, зато поет - живьем! Потом следует череда номеров, несколько сокращенная - купирован, например, мой любимый танец Феи Сирени, а остальные танцы исполняются как отдельные номера со своими микро-сюжетами: мыши рядятся в испанские, арабские и т.д. костюмы, практически каждый номер заканчивается летальным исходом: испанский танец - ударом кинжалом, русский, сделанный как своего рода пародия на классический балет типа "Лебединого озера" - выстрелом в партнершу из арбалета и т.д. Многоплановость концепции - девочка, умирая от холода, видит сон, в котором Дроссельмейер подставляет вместо себя Щелкунчика, а тут еще мыши... - на мой вкус, не столько углубляет, сколько запутывает восприятие спектакля, но смотрится он тем не менее с интересом, во многих моментах - с ненаигранным смехом, а в сущности, история, конечно, грустная: померла так померла.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments