Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Иванов" А.Чехова, МХАТ им. М.Горького, реж. Олег Ефремов, телеверсия 1981 г.

Как интересно: не знаю, что из себя представляла ефремовская постановка в сценическом оригинале, но в формате фильма-спектакля она явно предвосхищает недавнего "Иванова" Юрия Бутусова в МХТ. Начиная с того, что пьеса Чехова перемонтирована. Действие у Ефремова начинается в усадьбе Лебедевых, где тамошнее общество обсуждает Иванова и его взаимоотношения с женой, а уже затем переносится в начало пьесы. Почему-то никто из авторов рецензий на бутусовскую версию, а статьи писали в основном очень немолодые уже тетеньки, наверняка видевшие спектакль Ефремова и на сцене, и в записи, не вспомнил об этом примечательном обстоятельстве! Оказывается, "Иванов" Бутусова продолжает, развивает мхатовские традиции в подходе конкретно к этой пьесе! Ефремов, конечно, ломает хронологию не так радикально и последовательно, как Бутусов, обращающий сюжет вспять, но все-таки это очень значимый прием: зрителю сначала предлагается выслушать всю ту галиматью, которую говорят про Иванова соседи, и затем уже столкнуться с ним непосредственно.

Телеверсию этого "Иванова" я никогда раньше не видел, знал о спектакле только по макету Давида Боровского - недавно его выставляли в Бахрушинском музее в рамках его монографической экспозиции. Как ни странно, главный недостаток у спектакля, запечатленного тридцать лет назад на пленке, тот же, что у нынешнего: не самые выдающиеся актерские работы. Понятно, что Смоктуновский - это Смоктуновский, но в роли Иванова, сохранившейся в записи, большого впечатления он не производит. Саша (Кондратова) и Бабакина (Минина) - просто никакие, совсем невыразительная Ханаева в роли Зюзюшки (а ведь актриса была замечательная!). Шабельский в исполнении Марка Прудкина едва ворочает языком, и непонятно, краска ли это, найденная для образа, или следствие физического состояния актера на тот момент. Боркин-Невинный - эффектный, но обычный и предсказуемый, Косых-Сергачева как будто и вовсе нет в спектакле. И так далее, от знаменитой Ангелины Степановой в роли Авдотьи Назаровны до непримечательного молодого человека Бориса Дьяченко. По-настоящему интересны разве что Екатерина Васильева - Анна/Сарра (Васильева все-таки великая была актриса, и с ума сошла на пике своего таланта) и Евгений Киндинов - доктор Львов, неожиданно сдержанный, строгий и внутренне напряженный.

А финал спектакля Ефремова в чем-то напоминает постановку Тамаша Ашера, с той разницей, что Иванов у Ашера вообще не стреляется, а падает с сердечным принципом, у Ефремова же Смоктуноввский все-таки успевает воспользоваться пистолетом, но выстрела за шумом гостей (а общество у Лебедевых режиссером расширено настолько, насколько возможно - массовка значительно больше, чем предполагает список действующих лиц пьесы) не слышно, самоубийство происходит за спинами персонажей, и только когда те расступаются, на заднем плане обнаруживается лежащее тело.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments