Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Женитьба" Н.Гоголя в Театре-студии п/р О.Табакова, реж. Олег Тополянский

Сам факт появления в репертуаре Табакерки этой постановки с трудом поддается объяснению, особенно с учетом того, что на май в табаковском (пока еще) театральном "холдинге" намечена премьера еще одной "Женитьбы", в свою очередь, спустя десять с небольшим лет после постановки Романа Козака, где еще успели сыграть Гвоздицкий (Подколесина), Калягин (Кочкарева), Юрский и Невинный (женихов) - а я даже успел ее посмотреть. Тополянский - и актер-то не из самых заметных, что, разумеется, ничего не говорит о масштабах его таланта, но как минимум о том, что до сих пор в его творческой биографии не случилось ролей знаковых, определяющих. А тут вдруг он в качестве режиссера ставит такую сложную вещь, как "Женитьба", с которой не слишком удачно, на мой взгляд, справились и Марк Захаров, и Валерий Фокин. Тополянскому определенно нечего добавить к пьесе, хотя он и пытается, причем честно и не вполне безуспешно. Ему удается инфантилизировать главных героев, Подколесина и Агафью Тихоновну, с помощью нехитрого приема: оба не расстаются с любимыми игрушками своего детства (у Подколесина - медвежонок, у Агафьи - тряпичная кукла), оба обожают сладкое (Подколесин держит конфетки под подушкой, Агафья запасает их целыми коробками, при встрече они радостно на пару их поедают) - но этого же, право, недостаточно. Как и пластических интермедий, которыми перемежаются отдельные сцены, особенно в первом действии спектакля. Кочкарев появляется с початой бутылкой шампанского - за предстоящую женитьбу они с Подколесиным выпивают не чокаясь. Не говоря уже о таких мелочах жизни, как готовый на закуску огурец в корзинке у свахи.

Фекла молода, тетушка Агафьи, напротив, весьма преклонных лет - Наталья Журавлева играет ее обаятельно, но совершенно вне стилистики спектакля в целом, если уместно здесь говорить о стилистике как таковой, налицо отсутствие стиля. Агафья Тихоновна в исполнении Алены Лаптевой, вероятно, многих будет раздражать, но мне она, как ни странно, понравилась - героиня оказалась не дурой, скорее, наивной не по годам девицей. Среди женихов выделяется Жевакин - Авангард Леонтьев играет его улыбчивым, суетливым, хотя под конец его только что не паралич разбивает. Слугу Подколесина Степана и протеже тетушки жениха Старикова играет один и тот же актер - Александр Воробьев, и трудно понять, с чем это связано, с "производственной" ли "необходимостью" или тут скрыто некое режиссерское решение, которого лично я просто не понял. Виталий Егоров играет Подколесина по-своему трогательно и тонко, но невнятно, его герой - не "гамлет", не "обломов", тем более не что-то совершенно неожиданное, а просто как будто пустое место - то ли выпрыгнул в окно (которое здесь, почти как в спектаклях Арцибашева или Захарова, оказывается буфетной створкой), то ли не было его вовсе. Раздражает Кочкарев Сергея Угрюмова - и это, очевидно, не режиссерский прием, просто актеру следовало бы сдерживать эмоции, работать точнее и аккуратнее. Больше всего огорчает режиссерский "буквализм": говорит Жевакин о том, что на Сицилии табак за губу кладут - Яичница тут же достает табакерку и пробует; Агафья Тихоновна, рассуждая об отдельных достоинствах каждого из женихов, вырезает из бумаги их фигурки и раскладывает гирляндой; тот же Яичница, перечисляя обещанное приданое, демонстративно размахивает коленкоровой тетрадкой с привязанным веревочкой карандашом. Второй акт и вовсе разыгран как дешевый водевиль - с криками, с шумом.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments