Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Доказательство" Д.Оберна в РАМТе, реж. Кшиштоф Занусси

Пьеса "Доказательство" известна в основном благодаря фильму Джона Мэддена с Энтони Хопкинском, Гвинет Пэлтроу и Джейком Гилленхаллом, прошедшем в прокате без малого пять лет назад:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/451223.html?nc=6

Хотя в фильме ее композиционная структура перекроена, в том, что касается сюжета, премьера Занусси ничего к нему не добавляет. В то же время спектакль - произведение самостоятельное, и сравнивать его с фильмом вроде бы некорректно, как минимум. Но не сравнивать не получается, да и ничего нет в этом такого уж обидного. Просто кино Мэддена - не выдающееся, нет, но человечное, эмоциональное. Спектакль Занусси больше походит на инсценированное эссе, а его персонажи - на абстрактные математические формулы, а не на живых людей, как ни стараются рамтовские актеры, и прежде всего, Нелли Уварова и Денис Баландин. Героиня Уваровой, дочь великого, но сошедшего с ума ученого - угловатая девица, после смерти отца, с короткой стрижкой, и вовсе больше похожая на мальчика-подростка. Герой Баландина, математик-аспирант и музыкант-любитель, на музыканта походит больше, чем на математика, простой обычный парень с забранными в хипповский хвостик волосами. Они наиболее интересны, поскольку менее всего напоминают героев Гвинет Пэлтроу и Джейка Гилленхалла. Сложнее отцом и сестрой главной героини. Занусси в своей постановке подчеркивает условность образа профессора Роберта, появляющегося либо в фантазиях, либо в воспоминаниях Кэтрин, и Евгений Редько играет в большей степени призрака мертвого человека, нежели собственно человека живого. В связи с этим эпизоды с участием профессора и все остальные сцены выглядят стилистически контрастными - такое решение допустимо, но оно совершенно иначе расставляет акценты, снижает мелодраматизм сюжета, выводит его в плоскость достаточно абстрактных нравственно-философских категорий. При этом Занусси, которого еще в свое время прозвали на ММКФ "Занудси" (я не люблю кинематограф Занусси, его собственные фильмы кажутся мне двойной подделкой - под Вайду с его социальной проблематикой и под Кесьлевского с его христианской философией, при том что Занусси - и не Вайда, и уж тем более не Кесьлевский, а в общем-то, достаточно средний и мало кому сегодня интересный европейский киномэтр), используя прописанную драматургом терминологию высшей математики, ведет разговор о проблематике нравственно-экзистенциальной на уровне примитивной школьной арифметики и дальше "дважды два - четыре" не продвигается. Поэтому образ Клэр, сестры Кэтрин, самостоятельно проживающей в Нью-Йорке и считающей свою сестру сумасшедшей, как и отца, выстроен им, напротив, в подчеркнуто бытовом ключе, в том числе комическом, как в эпизоде с утренним похмельем, и чем точнее, острее отыгрывает его Ирина Низина, тем примитивнее в целом кажется такая вот схематичная концепция постановки, где сложные, в общем-то, характеры, разведены по полюсам, а между ними остается не заполненное режиссером безвоздушное пространство, в котором лично мне было существовать на протяжении всего спектакля неуютно и прохладно - фильм Мэддена такого ощущения не оставлял. Сценография Евы Старовейской также производит двойственное впечатление: основная конструкция - абстрактно-минималистская, две стены с дверными проемами и парапет с видом на небоскребы, а небоскребы - разрисованные под многоэтажные строения ширмы на заднем плане. Костюмы, надо отдать должное художнику, очень точны уместны: свитер грубой вязки и желтое платьице в красный цветочек на Кэтрин, строгий костюм Клер, рубашки и куртки Хала. Надо думать, сдержанность, холодность актеров задана общим режиссерским подходом, хотя здесь как нигде была бы уместна эмоциональность, может, даже иногда и в крайних ее формах. В случае с такими пьесами, как "Доказательство", предпочтительнее выбрать жанр мелодрамы, нежели форму трактата.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments