Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Четвертый вид" реж. Олатунде Осунсанми

Еще одна набирающая обороты тенденция в жанре мистического и фантастического триллера - стилизация под документальную хронику. Началось не сегодня, экспериментировали давно, а "Ведьма из Блэр" стала в свое время хитом. Еще бы сразу двух зайцев убиваем: и бюджет экономим, и как будто бы нового, более сильного эффекта сопричастности достигаем. На самом деле, конечно, все это туфта, даже в случае с таким знаковым по-своему опусом, как "Монстро". А уж все "Паранормальные явления" или вот "Четвертый вид" просто не стоят выеденного яйца. И дело совсем не в том, действительно ли в основе этих историй реальные события, используются ли в них подлинная хроника или это чистая стилизация, до какой степени достоверны факты - это все вне разговора о кино как таковом. Что по-настоящему важно: и появление Милы Йовович в начале "Четвертого вида" с предупреждением, что она играет героиню в постановочных эпизодах, а они, в свою очередь, перемежаются с записями, и постоянные заклинания "вам решать, во что верить", не создают, но разрушают иллюзию (а кино - иллюзия в любом случае) достоверности происходящего на экране, делают картинку не более, а менее убедительной.

Постоянные переключения внимания с Милы Йовович в роли женщины-психолога, специалистки по гипнозу, возомнившей, будто ее мужа убили, а дочь похитили инопланетяне, на якобы реальную даму, ставшую прототипом героини, а тем более совмещения "документального" и "игрового" планов на экране, провоцируют еще большие сомнения в душевном здоровье персонажа. Неудивительно, что ее пациенты под гипнозом творят невесть что, а некоторые калечат себя и окружающих - с таким-то доктором долго ли. Гораздо проще в таком случае встать на сторону шерифа, который думает, что после самоубийства мужа бабенка свихнулась, а дочку сама куда-то дела. Кстати, старший сын Эби думает точно так же. А на "документальных" кадрах все равно ничего толком не разобрать. Между тем единственная, похоже, задача, которую авторы "Четвертого вида", "Паранормального явления" и тому подобных мистических или фантастических (в зависимости от того, действуют ли в них духи ада или пришельцы из космоса) триллерах решают через аналогичные приемы - убедить зрителя, что в этом во всем есть реальный смысл, а не только желание развлечь публику задешево. Инопланетяне, которых слышит и видит в гипнотическом сне героиня Милы Йовович, почему-то еще и говорят на древнем шумерском, причем на ломаном, с ошибками - то ли забыли грамматику за шесть тысяч лет, то ли делают скидку на малообразованность своих созданий. Попытка реконструировать древневавилонскую космогонию через представления о создании человечества внеземным разумом - идея сколь несвежая, столь и бессмысленная, особенно когда для этого предлагается пойти в музей, посмотреть на шумеро-аккадские памятники и поверить, будто на них изображены существа в скафандрах. Упоминания же о том, что на Аляске постоянно пропадают люди и туда частенько наведывается ФБР уж точно смехотворны - если из этого исходить, то Россия, где смерти без причин и исчезновения без следов всегда были нормой, оккупирована инопланетянами давным давно. И единственное ощущение, которое остается от фильмов вроде "Четвертого вида" - ностальгия по старым добрым ужастикам с картонными чудищами и нелепо перекошенными от наигранного страха лицами безвестных второсортных актеров.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments