Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

груз 200: "Русское горе" С.Никитина-В.Жука по А.Грибоедову в ШСП, реж. И.Райхельгауз

Про песню "Русское поле", на мотив которой здесь поется про "русское горе", когда-то ходил анекдот: "Музыка Яна Френкеля, слова Инны Гофф, исполняет Иосиф Кобзон", который, в сущности, вовсе не был анекдотом, но отражал суровую российскую действительность. В "Русском горе", однако, подчеркивается особо, что горе это, мол, несходно ни с английским сплином, ни с еврейской грустью. Какое-то особое горюшко-горе. Помимо "Русского поля", поется о нем также на мотивчик "Александра, Александра", хотя большая часть куплетов написана на оригинальную музыку Сергея Никитина. Но кому, как не ему, знать, что Москва слезам не верит? Вот и я, признаться, не поверил, хотя очень старался - был повод. Для начала - удачное, по крайней мере любопытное визуальное решение спектакля. В своего рода прологе к представлению актеры, "произвольно" выбирая страницы из "Горя от ума", зачитывают те или иные реплики и затем из листков бумаги вырезают или, как поправил бы меня методист старой закалки, вырезывают фигурки, впоследствии в увеличенных размерах использующиеся в качестве элементов сценического оформления. Костюмы на исполнителях приближены к цирковым трико. И сценография, и костюмы выдержаны, как это сейчас принято, в черно-белом колорите.

То есть внешне - все как полагается в современном европейском театре. По духу же действо не выходит за эстетический канон интеллигентского капустника перестроечных времен. Мои коллеги постарше, пока мы делились впечатлениями в антракте и после спектакля, говорили про любимовскую Таганку 60-х, но, во-первых, я 60-х не застал, а во-вторых, сравнения со старой Таганкой еще заслужить надо. Зато я отлично помню "Никитский хор" Марка Розовского или выступления ансамбля "Кохинор" из Дома Архитекторов - вот к такому формату полностью и восходит "Русское горе". Нет, безусловно, отчасти это оправдывается идеологией спектакля, сводимой, по большому счету, к тому, что в России, живи еще хоть четверть века, хоть два века, ничего не переменится. Но это ведь не значит, что не меняется язык, на котором об этом, кто ж спорит, очевидном обстоятельстве можно и нужно говорить? Я еще готов оценить финальный хор из первого акта "И дым отечества нам сладок и приятен - гори оно огнем", но песенки на рифмы "доченьки-ноченьки" и "мчится-случится", при том что Вадим Жук явно не пытался стилизовать их под хиты Газманова и "Дискотеки Авария", а творил в силу исключительно собственного поэтического разумения, мне уже как-то не покатили, а когда в начале второго акта после цитаты из "Путешествия в Арзрум" вышли два парня с гитарами и запели "Погиб поэт, невольник чести - груз двести", я буквально оторопел.

Режиссура органична музыкально-литературному материалу. Гости, собираясь на бал, приносят хозяину дома в подарок по бутылке водки. Хлестова едет "с Покровки" на роликах. Чацкий все что-то пишет, то пером, то на машинке, и кроме собственных пафосных обличений ничто его всерьез не увлекает. В некоторых эпизодах актеров заменяют манекены. Финальный свой монолог он произносит, пародируя Евтушенко. Возникают слуги с перекрещенными серпом и молотком - тоже, впрочем, вырезанными из бумаги.

Все бы еще ничего, но использование текста комедии Грибоедова в качестве разговорных перебивок между куплетами окончательно портит дело - понятно, что "фишка" постановки именно в этом, но без "аутентичного" Грибоедова это была бы непретенциозная безделка вроде "Чайки. Настоящей оперетки", а вышла тяжеловесная, но пустоватая прокламация, чей пафос я, впрочем, в значительной мере готов разделить - но только отдельно от его художественного воплощения.

Про "Горе от ума" Туминаса православно-патриотическая критика писала, что Туминас ненавидит русских, потому что литовец. Интересно, что напишут про Жука и Райхельгауза?
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments