Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

Выставка "Алиса в Зазеркалье. Оригинальные гравюры Джона Тенниела" в галерее "InArtis"

Шел из Большого через Камергерский и увидел растяжку с названием выставке и адресом галереи - Малый Гнездниковский, 9/8. А у меня как раз дело было рядом, в Большом Гнездниковском. Сделал дело и зашел в галерею, о которой раньше никогда даже не слышал. Старый дом с полуразбитой, но все равно роскошной, украшенной статуями лестницей. Четыре просторных зала. И несколько десятков гравюр, иллюстрирующих "Алису в Стране Чудес" и "Зазеркалье". Гравюры Тенниела на самом деле очень известны. У меня есть "азбучное" издание дилогии Кэролла в карманном формате, причем в переводе Щербакова (при формировании выставки использован более привычный, Демуровой) - так они и там воспроизводятся. Но развешанные на стенах как самодостаточные произведения изобразительного искусства, они производят иное впечатление - дело, конечно, в особенности не изображения, а восприятия, совсем иная степень сосредоточенности. Именно образное решение Тенниела, во многом противоречащее замыслам и пожеланиям Кэролла, который тем не менее сам принимал участие в работе, так или иначе до сих пор оказывает влияние на представление современных художников и кинематографистов о персонажах этих книг, вплоть до советского мультика и нынешнего фильма Тима Бертона, к выходу которого недвусмысленно приурочена экспозиция. В отличие от Алисы Лиддел, коротко остриженной брюнетки, тенниеловская Алиса - длинноволосая блондинка, а все остальные Алисы - такие же вслед за ней, и бертоновская - не исключение. Кстати, Бармаглот у Тенниела и в самом деле напоминает тварь из ужастика, какого-нибудь Чужого - это не недосмотр Бертона, оказывается, а опять-таки дань традиции. У Тенниела при этом настолько точно найдена грань между бытовым правдоподобием и откровенной фантастикой, что смотришь на его хливких шорьков и понимаешь: да, шорки - они именно такие, длиннорылые. Короли и королевы - старообразные, что карточные, что шахматные, но вообще тема карт и шахмат в гравюрах, не в пример фильму Бертона, решена очень тонко, без путаницы. Особенно удачно найдены образы антропоморфных, но изначально неодушевленных персонажей - говорящих лилий или бараньего бока: его лицо - не человечье, это именно что бараньего бока лицо, у бараньих боков - такие вот лица! Проиллюстрированы не только похождения собственно Алисы, но и вставные стишки, песенки: про моржа и устриц, про рыцаря, про старика на калитке. Самой трогательной мне показалась картинка с изображением встречи Алисы и Додо. Отдельный зал отдан под диапроекцию гравюр, сопровождающуюся фонограммой с записью соответствующих фрагментов текста. Публика - сплошь молодежь, за час с лишним, не считая смотрительниц, ни одна старуха на глаза не попалась.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments