Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

"Урод" Мариса фон Майенбурга в театре "Практика", реж. Рамин Грей

Сюжет этого антигламурного памфлета отсылает к роману Бориса Виана "Убрать всех уродов" из "салливановского" цикла. Вместо героя, разработавшего новую модель сильноточного штеккера, руководитель компании отправляет на презентацию его продукта ассистента, поскольку герой, оказывается, в буквальном смысле "рылом не вышел". До сих пор человек жил и не знал о том, что он урод, но сначала директор, а потом и собственная жена раскрывают ему глаза. Тогда он отправляется к пластическому хирургу и превращается в невероятного красавца, от которого без ума все клиентки, в особенности одна 73-летняя миллионерша и ее сын-гомосексуалист. Но хирург ставит производство красавцев на поток, причем штампует их с одним и тем же лицом, ассистент, временно отодвинутый на задний план, пользуется этим, возникает путаница, ведущая к водевильной развязке, попытке самоубийства и нарциссическому экстазу.

Нарочито схематичная пьеса, надо признать, остроумна, легка и доходчива, хотя и по эстетике она, представляя собой характерный образец европейской новой драмы, мало что нового предлагает по сравнению с авангардной драматургией 1910-20-х годов, когда многие из нынешних художественных приемов еще способны были по-настоящему удивлять, даже шокировать. Теперь подобного рода притча об утрате идентичности, буквально "собственного лица", выглядит сколь удобопонятной, столь же банальной и предсказуемой, хотя хорошо смотрится благодаря точной и лаконичной режиссуре (не выходящей, впрочем, за рамки все того же общепринятого новодрамовско-европейского формата, приближенному к читке), а также актерским работам. Никакого "перевоплощения" - четыре исполнителя играют всех персонажей, порой моментально переключаясь из одной роли в другую, не прибегая при этом и к самой примитивной атрибутике. Между прочим, Алексей Завьялов и ныне выглядит очень неплохо, а лет пятнадцать назад, когда я впервые его увидел в "Чуде святого Антония" Фоменко, был просто очарователен, так что "уродство" его персонажа - чистая условность, соответствующая общему решению спектакля. В эпизоде "пластической операции" ему надевают на голову мятый целлофановый пакет, потом снимают - видимых изменений нет, но из "урода" герой уже как бы превратился в красавца - таким образом, вероятно, режиссер лишний раз подчеркивает относительность, да и просто ложный характер стандартов красоты. Конкурента и антагониста главного героя в играет мой хороший знакомый, и тоже далеко не урод, Антон Кукушкин. Все женские роли - замечательная Светлана Иванова. То есть для разговора об "уродстве", точнее, о том, что "уродства" не существует, что само это понятие навязано фальшивыми общественными канонами, привлекаются очень симпатичные внешне люди, что уже кое о чем говорит.

Меня, однако, при том что спектакль я смотрел с удовольствием и местами от души порадовался за актеров, совершенно не убеждает ни фундаментальный посыл пьесы, ни выстроенная на нем драматургическая концепция. Уже довольно-таки много лет назад я у себя в дневнике написал о том, что самым главным в человеке считаю его внешнюю привлекательность:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/21082.html

И по сей день не готов отказаться от этого убеждения. Более того - любые попытки поколебать гламурные стандарты красоты вызывают у меня отторжение. Не потому, что эти стандарты я разделяю, но и стремлениям представить дело так, будто внутренняя индивидуальность личности не соотносится с его внешними данными и не определяется ею хотя бы отчасти (а я с большевисткой прямотой рискнул бы утверждать, что и полностью), не сочувствую, а уж если индивидуальность реализуется через ущербность, так пропади она пропадом, стандартизация предпочтительнее. И самое главное - в ситуации тотальной дехристианизации человечества на всех уровнях, от абстрактно-философского до приземленного житейского, идеология гламура, пусть и сама по себе по сути языческая, в современном культурном обиходе является последним и единственным действенным цивилизационным антидотом против откровенно людоедских теорий и культов, от нацизма и марксизма до ислама и православия.

Что еще любопытно - под красотой или уродством в пьесе и в спектакле понимается исключительно особенности черт лица, как будто внешность человека сводится к его физиономии. Не знаю, стоит ли это обстоятельство отнести на счет все той же "условности", или же такова специфика взглядов драматурга на проблему, или всего лишь его профессиональная недоработка и недостаток собственно пьесы. В любом случае с подобным подходом можно поспорить - для кого-то тело важнее лица, для кого-то наоборот. Важно в данном случае то, что сам феномен красоты-уродства, являющийся основным предметом исследования драматурга и театра, понимается ими весьма ограниченно, однобоко.

И если честно, более интересным, чем сатирический аспект "Урода", мне показался аспект социально-психологический: не то, что сделал герой, узнав, что он урод, и все последовавшее за этим, а сам факт "открытия". Ведь герою говорят о его уродстве работодатель и жена, с которыми он не первый день знаком, да и сам он прежде регулярно смотрелся в зеркало. Жена так и вовсе очень красноречиво расписывает, что во всем, кроме черт лица, муж ее устраивает, ну а что урод - так это ничего, достаточно не смотреть, или смотреть в левый глаз, как она обычно и делала. А ведь если бы не презентация сильноточного штекера, жил бы себе и не знал, что он - урод. Все-таки очень важно узнать об этом вовремя - но ведь кто-то должен взять на себя смелость и сказать. Мне в этом смысле когда-то повезло, нашелся такой человек.

Уродство - это, конечно, аномалия, но, с другой стороны, весьма распространенная аномалия, в отличие от красоты, которая, будучи нормой, в природе встречается куда как реже. Я уже не раз цитировал стишок, который нам в 8-м классе учительница биологии читала:

Ползет амеба по субстрату,
Качает псевдоподией.
Уж ей положено по штату
Такою быть уродиной:
Ни рук, ни ног, ни глаз, ни уха,
Лишь только ложный хлоропласт -
Порой такие же уроды
И в жизни окружают нас.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments