Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

Галина Вишневская в "Катерине Измайловой" Д.Шостаковича, реж. Михаил Шапиро, 1966

У фильма два редких и неоспоримых достоинства. Первое - это не т.н. "фильм-опера", где певцы, застыв в неестественных позах, открывают рты посреди картонных декораций, а самое настоящее кино, и очень талантливо сделано, с простыми, но эффектными режиссерскими решениями. И второе - вопреки советской традиции данного жанра, Галина Вишневская здесь не только поет, но и присутствует в кадре собственной персоной, причем единственная из всего состава, остальных исполнителей на "картинке" заменяют актеры. Если не ошибаюсь, в киноопере "Евгений Онегин", где тоже пела Вишневская, заменили и ее, но в "Катерине Измайловой" она играет так, как не сыграла бы ни одна киноактриса. Я не говорю про вокал, но Вишневская, все-таки - образец актерского существования в музыке, даже если речь идет о концерте романсов, а тут - такая музыкальная драма. Вариант партитуры в основе фильма, конечно, адаптированный по сравнению с первоначальным "сумбуром вместо музыки", разгромленным в 30-е, но если честно, то даже при моей небольшой любви к Шостаковичу опера и в таком виде производит сильное впечатление и по музыке как таковой, и в качестве кинематографического зрелища. Открывающий ее монолог Катерины, например, звучит "за кадром", как внутренний - то есть Вишневская не поет на камеру "Тоска какая", а проживает эту тоску молча, подавляя ее изнутри, а непосредственно она проявляется только через музыку и голос. Что, разумеется, невозможно на театральной сцене - то есть приемы кино работают на концептуальный замысел, а не просто иллюстрируют вокальные партии. Превосходно выстроен и финал - известная развязка заранее развязка выглядит неожиданной, непредсказуемой и по-настоящему драматичной.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments