Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"О чем говорят мужчины" реж. Дмитрий Дьяченко

К "Квартету И" у меня отношение в целом положительное, но все-таки противоречивое: с одной стороны, то что они делают.. точнее сказать, они не делают ничего такого, что могло бы лично меня по-настоящему отталкивать. С другой, я не готов рассматривать их творчество в рамках драматического театра - как я это понимаю. Я бы обозначил формат их театральных представлений как "эстрадный спектакль", в чем нет ничего обидного - в том же направлении работают и Виктор Шамиров, и Евгений Гришковец (хотя на сравнения с Гришковцом, как показала пресс-конференция по фильму, "квартет" почему-то обижается), а до них - такие великие артисты, как дуэт Миронова-Менакер и Аркадий Райкин. Просто этот момент важно обозначить постольку, поскольку в отличие от спектакля драматического, эстрадный практически невозможно экранизировать как полноценный кинофильм - он в любом случае походит на скетч-ком, что было видно и по "Дню выборов" с "Днем радио", при том что "День выборов", на мой взгляд, оказался и остается по сей день непревзойденной сатирической комедией за последние лет десять-пятнадцать, после, может быть, "Ширли-мырли" 1995 года. Дело еще и в том, что для кино, основное и фактически единственное содержание которого составляют разговоры персонажей, возможно два исходных формата - либо действие происходит в экстремальных обстоятельствах, либо в дороге. В принципе, в театральных "прототипах" фильмов "Квартита И" наблюдаются те же две тенденции, но драматургия, насколько это понятие к здесь вообще уместно, "Разговоров мужчин среднего возраста..." изначально сводилась к тому, что четыре парня собрались, выпивают и беседуют "за жизнь", то есть по большей части, "за баб", а уж заодно и "за работу" и даже "за современное искусство":

http://users.livejournal.com/_arlekin_/1142563.html?nc=1

По поводу современного искусства, кстати, мне еще тогда, на спектакле было интересно, действительно ли участники "Квартета И" с такой антипатией к нему относятся или же подыгрывают своей "целевой аудитории", поскольку комизм диалогов спектакля построен не на остроумных парадоксах и не на чем-то другом, а исключительно на эффекте узнавания (опять-таки, извините за выражение, Гришковец), то есть зритель слышит все, что всегда думал на те же темы, но боялся высказать вслух, и ему от этого делается хорошо на душе. В спектакле, например, Барац показывал очень точную и довольно злую пародию на современный балет - в фильме этого нет, но есть современная живопись, и кстати, абстрактная картина, которую персонажи покупают за 200 долларов в подарок своему другу, при правильном пиаре могла бы стоить гораздо дороже, работа в самом деле неплохая. Но все же основная тема фильма - не искусство, а женщины.

Надо признать, что режиссеру удалось почти невозможное - фильм на основе самого "бессюжетного" спектакля "Квартета И" оказался больше похож на полноценное кинопроизведение, чем все предыдущие аналогичные опыты, не исключая и "День выборов", еще раз повторю, очень мною любимый (да и, объективно говоря, просто отлично сделанный - в своем роде). При том что сюжет, и "квартет" может сколько угодно уверять, что все это реальная история и т.п., со стороны критики не выдерживает: четыре приятеля, благополучных семейных мужика средних лет, едут на автомобиле в Одессу из Москвы, чтобы попасть на клубный концерт группы "Би-2". Опять-таки - ничего не имею против "Би-2", но в драматургии фильма они уместны примерно так же, как была Лена Князева в "Дне выборов", только Лену Князеву хотя бы по блату пристроили, а при чем тут "Би-2" (записавшие и выпускающие параллельно с выходом картины в прокат очередной альбом), вообще непонятно. Зачем надо ехать на концерт "Би-2" из Москвы в Одессу, еще можно оправдать тем, что парням хочется оторваться от профессиональной и семейной рутины, но почему на машине, ради какого-такого "приключения" - до меня никак не доходит, наверное, сказывается моя ограниченность. Тем больше заслуга режиссера - хотя приемы, которые он использует, все же из репертуара телевизионных скетч-комов, ну а, впрочем, не через долгие крупные планы и не через панорамы же подобную историю рассказывать. Очень уместны и хороши в эпизодических ролях Нонна Гришаева (жена Ростислава в эпизоде воображаемой встречи на теплоходе со всеми девушками мужа), Нина Русланова (кастелянша в захудалой провинциальной ночлежке, где герои оказываются, не доехав до Киева). Вообще фильм симпатичный, обаятельный, и что в таких случаях немаловажно, короче спектакля в два раза. Еще бы убрать видеофайлы-перебивки с участием Кортнева, Меньшикова и особенно нудного, совершенно неуместного Макаревича (дело не в том, что он лично мне противен - хотя противен, да - а в том, что его "выступление" не вписывается в общую интонацию фильма никак, конечно, упоминание Макаревича в титрах для кого-то станет дополнительной "приманкой", но даже его горячие поклонники, подозреваю, будут разочарованы, такую нудную чушь он несет) - было бы еще лучше и еще короче.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments