Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Тит - правитель Рима" реж. Джули Теймор, 1999

И "Макбет", и "Ричард III" - детские сказки в сравнении с "Титом", самой страшной трагедией Шекспира, в жестокости доходящей до крайней степени изуверства. Фильм замечателен, помимо просто выдающихся актерских работ, тем, что, с одной стороны, не пытается сгладить пьесу, хотя в ней масса "неполиткорректных" мотивов - главным злодеем и подлецом выступает мавр, просто воплощение зла, черная душа в черном теле, о чем по ходу неоднократно говорится прямым текстом (в этом "Тит" превосходит еще и "Венецианского купца"), с другой, не педалирует чудовищные детали, хотя степень условности кинематографа совсем иная, чем театра, и здесь членовредительство с людоедством смотрелись бы куда как эффектнее.

Антураж, как водится, эклектичен, соединяет в себе античные элементы с деталями, характерными для муссолиниевской италии, исторические аллюзии с футуристическими фантазиями, характерные знаки современности (кожаное кресло в качестве трона; пульт в руках императора, включающий и выключающий освещение) с отсутствием точных привязок ни к одной из конкретных эпох. Совершенно блестящие, в том числе и в прямом смысле, костюмы - в этом плане эклектика доведена до предела совершенства, от стильных светских пиджаков и военной формы до авангардно-молодежных одеяний принцев Деметра и Хирона. Эти два юных отморозка, сыновья распутной императрицы Таморы, убившие брата императора и оклеветавшие сыновей Тита, надругавшиеся над его дочерью Лавинией, а затем, чтобы не выдала их, отрубившие ей руки и вырезавшие язык, едва ли не самые яркие, не считая заглавного героя, персонажи фильма. Деметрия, кстати, играет Мэтью Риз, а Хирона - совсем еще молодой Джонатан Рис-Майерс, здесь он - длинноволосый блондин. В роли Таморы - моя любимейшая Джессика Лэнг, совершенно гениальная актриса, императрицу она играет безжалостно, настоящей маньячкой - но в то же время необычайно стильно, особенно в сцене, где Тамора с сыновьями приходят к Титу, считая его безумным, под видом посланников Ада (у Таморы на голове - "корона" из кинжалов, Хирон и Деметрий - в звериных шкурах на голое тело и в женском белье). Энтони Хопкинс на уровне лучших своих работ оправдывает статус крупнейшего трагического актера современности. Его Тит, как и фильм в целом, интересенр еще и тем, что вопреки складывающимся тенденциям демонстрирует опасности безрассудного милосердия, некритичного патриотизма и зацикленности на абстрактных понятиях чести и верности. Тит - воплощение всех добродетелей, римский полководец большинство своих сыновей потерял на полях сражения, герой, обожаемый народом, он добровольно отдает императорский скипетр в руки трусливому и агрессивному ничтожеству Сатурнину (великолепно сделанный гротескный образ Алана Камминга, тут еще и художнику по гриму отдельные аплодисменты) и ему же - свою единственную дочь, несмотря на то, что она - невеста другого. За что и расплачивается - жизнью оставшихся сыновей, дочери. Он, поддавшись на уловку злобного мавра, любовника Таморы, отрубает добровольно себе руку в надежде, что в обмен на нее получит живых сыновей - но получает их головы (в фильме их доставляют, смеха ради, в каком-то цирковом фургончике, в заспиртованных банках), и свою отрубленную руку назад - эту руку наглый мавр вешает в полиэтиленовом пакетике под лобовое стекло своего авто "на удачу". Только тогда Тит осознает, что в преданности злу - немного чести.

"Тит Андроник" (ранняя пьеса Шекспира, авторство за которым признают даже не все из тех, кто верит в его существование) - это в каком-то смысле анти-"Гамлет". Очень много сходства - и сюжет, замешанный на мести за убийство кровных родственников, и мотив узурпации власти. Но Гамлет - молод, а Тит - старик, Гамлет едва узнав преступлении, да и то от какого-то призрака, сразу намеревается мстить, Тит же, непосредственно переживая потерю за потерей, не спешит с выводами. Но уж зато когда решается на расплату - тут Гамлет отдыхает: сыновей Таморы он не просто убивает, но готовит из их муки и плоти пирог, которым угощает императора с императрицей, их матерью. А затем на глазах у них сам убивает свою изувеченную ими дочь, избавляя ее таким образом от страданий.

Два главных минуса картины - аляповатые компьютерные мультяшки, которые тут вовсе ни к чему, и неизбежная попытка хотя бы в финале повернуть дело к общепринятой ныне (причем только на словах и только в среде левых интеллигентов)либерально-гуманистической морали, которая если и свойственна Шекспиру, то определенно не в данной пьесе: после оглашения Люцием последних распоряжений о похоронах невинных и виновных, речь доходит и до чернокожего младенца, отпрыска мавра Арона и императрицы Таморы, которого Люций обещал пощадить в обмен на признания Арона. После того, как самого Арона закапывают живьем в землю по грудь, чтобы умирал от голода, и обещают казнить всякого, кто надумает ему помогать, клетку с ребенком все же отмыкают, площадь преисполняется детскими криками, внук Тита шествует с негритенком, отпрыском Таморы и Арона, на руках навстречу встающему Солнцу.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments