Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Остров проклятых" реж. Мартин Скорсезе

Редко так бывает, когда за время просмотра мое отношение к происходящему на экране несколько раз сменяется на диаметрально противоположное. А Скорсезе я вообще не уважаю и считаю его, наряду со Спилбергом, дутой фигурой - не отрицая, разумеется, мастерства, владения профессией. Но в "Острове проклятых" Скорсезе проявил себя не только профессионалом, но и человеком умным, а точнее, хитрым.

Не знаю, как в литературном первоисточнике, романе Денниса Лихейна, но по фильму судя, в этом затейливом гибриде "Палаты №6" Чехова с "Волхвом" Фаулза есть возможности повернуть сюжет в совершенно разные жанровые плоскости - в зависимости от того, на какой из трактовок разворачивающихся событий сделать акцент. Если героя Леонардо ди Каприо, как уверяет главврач клиники для душевнобольных преступников, действительно зовут Эндрю, и он убил свою жену, которая, в свою очередь, убила их троих детей - тогда "Остров проклятых" оказывается классическим психоаналитическим триллером. Если же он не Эндрю, как пытаются ему внушить в клинике, а Тедди, и на самом деле федеральный маршал, прибывший на остров, чтобы разоблачить преступные эксперименты над людьми - тогда фильм оборачивается типичным либеральным памфлетом.

Так или иначе, "Остров проклятых" укомплектован полным набором интеллигентских комплексов и фобий: карательная психиатрия (психотропные препараты, галлюциногены, превращающие граждан в зомби, лоботомия для особо непослушных), нацистские преступники на службе у ЦРУ, с методиками, опробованными еще в немецких концлагерях (герой Макса фон Зюдова), вездесущая комиссия по расследованию антиамериканской деятельности, прибегающая к услугам нацистов и методам карательной психиатрии (поразительно, что Голливуд до сих пор продолжает с остервенением и с каким-то нездоровым сладострастием пинать труп сенатора Маккарти) и т.д. вплоть до убийства мирных граждан военными (главный герой переживает, что при освобождении Дахау расстрелял обезоруженных охранников - если, конечно, ему это тоже не помстилось). Вопрос в том, к чему эти факты относятся - к реальности, которую герой пытается расследовать, или к фантазии, которой он одержим, повредившись в уме после убийства жены и гибели детей и пытаясь переложить ответственность с себя лично на государственные институты.

Причем вопрос этот лежит не столько даже в идеологической плоскости - что, в конце концов, дело личных убеждений каждого - сколько в эстетической. Так как если "Остров проклятых" - психоаналитический триллер, тогда бесконечные и нарочито аляповатые флэшбеки, явления во плоти покойников, рассыпающаяся в прах убитая и сгоревшая жена героя и т.д. - оказываются художественно оправданными, ведь это образы, порожденные нездоровым сознанием. Если же сатирический памфлет - то приемы, на мой вкус, чересчур убогие даже для памфлета. С другой стороны, если принимать уверения персонала больницы во главе с доктором, которого изумительно играет Бен Кингсли, то "психодрама", разыгранная с целью вернуть помешанного убийцу в адекватное состояние и помочь ему осознать, кто он и где он, слишком уж сложная, да и затратная: два дня герой мечется по острову, поджигает, на минуточку, дорогой автомобиль главврача, и вообще наводит шороху, как будто мало всем вокруг природного катаклизма - урагана. У Фаулза в "Волхве" и то "психодрама" была попроще и подешевле, при том что ее "технология" не раскрывалась до конца, оставаясь условным приемом, в то время как Скорсезе в этом аспекте стот на сугубо реалистических позициях. Если же доктора-фашисты нагло врут и нарочно сводят с ума следователя - почему он, уже после того, как отказался принимать отравленную галлюциногенами пищу, напитки и сигареты, не только не возвращается к "действительности", но напротив, продолжает вспоминать события, связанные с гибелью своей семьи, в том ключе, который навязан врачами?

Играя в поддавки с самим собой, Скорсезе заводит себя в тупик: несомненно, ему по-человечески, согласно его убеждениям, ближе мысль, что героя сводят с ума, чтобы помешать расследованию темных делишек фашистов-маккартистов, однако оправдать многочисленные условности и нестыковки сюжета можно лишь тем, что события разворачиваются в нездоровом сознании персонажа, а не в реальной действительности: начиная с квартета Малера, под которого разлетаются лагерные архивы над телом стрелявшего в себя коменданта Дахау, и который Тедди-Эндрю вновь слышит в ординаторской психушки, и заканчивая бывшим врачом, оказавшейся пациенткой клиники, которая сбежала из палаты и ночует в пещере с крысами, греясь у костра, не говоря уже про анаграмматичные имена персонажей и их виртуальных двойников - самого героя и его жены, она же - якобы сбежавшая пациентка, искать которую федеральный маршал прибыл вместе с напарником, на поверку оказавшимся его лечащим врачом (Марк Руффало - еще одна несомненная актерская удача).

Стараясь соблюдать стилистическое равновесие между реальным и ирреальным планом сюжета, режиссер в своем повествовании отклоняется очевидно в сторону психоаналитической трактовки, а в размышлениях по поводу происходящего - наоборот, в сатиру и в памфлет. Конструкция фильма в целом, таким образом, оказывается и сложной, и шаткой. Что, впрочем, намного интереснее, чем стандартная либеральная агитка или обычный, пусть и лихо закрученный триллер.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments