Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

"Аз", Киево-могилянский театральный центр "Пасека", реж. Андрей Приходько

Содержание опуса заслуживает того, чтобы скопировать либретто полностью:

"Спектакль начинается как урок в Киево-Могилянской братской коллегии. Учитель читает лекцию спудеям, они же не очень внимательно слушают, смеются и хулиганят за его спиной до того момента, когда он садится на Трон, одевает корону и перевоплощается в Царя Мира.
Появляется Сластолюбие на Семиглавом змии, предлагает Миру выпить Чашу со сластями и быть её подданным. Мир пал перед Сластолюбием, все ликуют, отпивают из Чаши, среди прочих причащается и Пиролюбец. Кошельки его полны деньгами и он думает, чем же себя увеселить. Появляется Любовь Земная, соблазняет его на пир, выставляет разные блюда и чаши.
Пиролюбец созывает друзей и те пируют, но тут появляется нищий Лазарь и просит милостыни, накормить его, но богач глух к его мольбам, прогоняет его за двери дома, не разрешив есть даже с собаками. Веселье и танцы пирующих переходят в страшные игры с копьями, Пиролюбцу чудятся кошмары, но Любовь Земная успокаивает его, говоря, что это завистники его сладостной жизни пугают его.
Появляется Милость Божия, она пришла к Лазарю, поддержать его, сказать, что Бог видит, как он смиренно терпит все трудности, болезни и вознаградит его за терпение. После происходит Суд Божий, Милость Божия просит для праведного Лазарева Духа справедливого приговора, ему присуждают Вечную Жизнь. К Лазарю появляются Ангелы и забирают его на Небо.
Приходит Ангел со Ключем, рассказывает про то, как вынужден был открыть врата Ада, ведь человек не Творцу а Сластолюбию служит, но появляется Любовь Земная, выставляет разные блюда для Пиролюбца и тот призывает друзей дальше веселиться и гулять с ним. Но в каждой чаше они находят вместо яств, то землю, то кости, то змей, а в последней оказывается яд, Пиролюбец зовет друзей на помощь, но все с ужасом разбегаются. К Пиролюбцу приходит Любовь Земная, но оказывается Смертью. За телом богача приходит Отмщение, душа же попадает в Ад. Являются сцены Ада и Рая.
В конце поется молитва «Отче наш», с которой учитель и начинал урок".

Само собой, у меня по поводу представления православного моралите на старославянском без перевода были оч-чень большие опасения. Но было и два соображения за то, что спектакль может оказаться достойным внимания: во-первых, режиссер - ученик Петра Фоменко, и то, что "Пасека" гастролирует в помещении его Мастерской, неслучайно; во-вторых, пьеса - совершенно неизвестный образец барочной драматургии «Ужасная измiна сластолюбиваго житiя…» , созданный в 1701 году, а фестиваль "Путивльский путь", в рамках которого ее играли в Москве, проходит под лозунгом "От фольклора до авангарда". Плюс к тому, поскольку старославянский - это единственный язык, помимо русского, которым я владею в объеме более-менее достаточном для восприятия незнакомого текста на слух, попрактиковаться же в нем по окончании университета у меня, понятно, возможности было немного, это соображение тоже сыграло свою роль. И я бы даже не сказал, что так уж сильно разочарован. Хотя язык, на котором играли киевляне, точно не старославянский - скорее сильно украинизированный древнерусский, точнее, старорусский, впрочем, старославянский никогда не использовался в качестве разговорного языка или языка светской литературы (а моралите, несмотря на религиозную сюжетику и тематику - жанр все-таки светский), и как он на самом деле звучал тысячу лет назад, доподлинно все равно никому неизвестно. Без материальной атрибутики "православной духовности" тоже не обошлось - молились и крестились, правда, редко, только в начале и в конце, ладаном накурили так, что не продохнуть, но это тоже еще ничего, зато, что совершенно, на мой взгляд, недопустимо, совали в руки зрителям зажженные свечки - по-моему, в искусстве возможно абсолютно все, кроме хода со свечками, вот надо где-то просто особо проговорить: свечки в руки не совать, это... ну не знаю, как доходчивее для православных сформулировать, не комильфо, или западло. В последний раз пришлось держать свечку в театре Чихачева - но там-то просто выхинские убогие по-другому развлекаться не умеют, а тут из самого Киева ехали...

Гораздо сильнее меня огорчило, что режиссер не захотел вступить во взаимодействие с архаичным и, строго говоря, непригодным для сегодняшней сцены текстом с позиций радикального, авангардного искусства - единственный потенциально плодотворный путь в таких случаях. Вместо этого он придумал пребанальнейший "рамочный" сюжет (студенты академии обращаются к моралите на сюжет о богатом и Лазаре и перевоплощаются в персонажей) и попытался разыграть его средствами, заимствованными у аниматоров, специализирующихся по детским утренникам и тюзовским елкам. Исполнители бросаются разноцветными бумажками, дерутся подушками, наряжаются в дурацкие одежды, ходят на ходулях. Да пускай хотя бы и на ходулях - но ведь они на ходулях ангелов изображают, воинство небесное, флагами белыми размахивают. Брызгаться водой и разбрасывать рис - тоже глупо и не ново, равно как и заигрывать с публикой - подобного "интерактива" я на дух не переношу. Главного героя участники "мистерии" тоже как бы из публики выбирают - актер, кстати, неплохой, тем более, что он тут и за царя, и за нищего, страдальца земного ожидает рай небесный, пресыщенный себялюбец обнаруживает в посуде для пиршества мертвые кости и землю вместо сладких яств. Вывод простой, но в моралите такой и должен быть. А вот художественная форма, коль скоро речь идет все же о театре, а не об уличной агитации (которую представление весьма напоминает, причем по приемам не столько религиозную, сколько атеистическую, пионерскую, годов 1920-1930-х времен антицерковной пропаганды - живые пирамиды, шествия с флажками, интерактив, опять же...), могла быть и позанимательнее, иначе "пасечникам" лучше было остаться дома - чего-чего, а "православной духовности" в Москве и без них выше крыши.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments