Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

"Калека с острова Инишман", "Красавица из Линэна", "Череп из Коннемары" - Театр "У моста", Пермь

Из трех четырех спектаклей Сергея Федотова по пьесам МакДонаха я до этого видел только "Сиротливый запад":

http://users.livejournal.com/_arlekin_/1116417.html?mode=reply

Хотя впервые в Москву приезжает только "Калека...", все остальное пермяки уже показывали в разные годы. Несмотря на то, что "Калека..." формально не относится к трилогии, в которую входят "Сиротливый запад", "Красавица..." и "Череп...", смотреть три вечера подряд постановки, где одни и те же актеры играют персонажей разных, но в чем-то очень похожих, особенно интересно. Хотя мне не вполне близок сам подход Сергея Федотова к осмыслению драматургии МакДонаха.

Федотов погружает персонажей МакДонаха в обстановку максимально бытовую. Спектакли, на мой вкус, избыточно натуралистичны, не в физиологическом смысле, по счастью, но на уровне интонаций, пластики, мимики - всего слишком, всего чересчур: жестов, движений, особенно что касается тетушек Билли в "Калеке". Сам калека Билли в ремнях-ползунках производит скорее отталкивающее впечатление. Краски очень "жирные" и при этом палитра достаточно однообразная. Пьесы МакДонаха можно ставить и как черные комедии, и как мелодрамы, как рождественские сказки и как социально-обличительные памфлеты - материал позволяет соединять одно с другим и третьим в различных пропорциях, Федотов же последовательно выбирает один пласт и им ограничивается. Его спектакли - истории про конкретных людей в конкретных обстоятельствах. Что тоже вариант, и по-своему убедительный, не зря режиссер подчеркивал, что недавно они с театром побывали на Инишмане и оказалось, что "все угадали", - просто лично для меня он не самый интресный.

"Красавица из Линэна", по московским постановкам (в "Сатириконе" и в Театре им. Вахтангова) более известная под названием "Королева красоты", определенно органичнее, прежде всего благодаря исполнителям. Если в роли тети Кейт из "Калеки..." Марина Шилова, как мне показалось, грубовата, то Морин она играет пронзительно, вытаскивая из нее всю нерастраченную женственность (она ластиться даже к портрету Элвиса на стене), при этом - без сентиментальности, жестко, там где надо - грубо, но точно в меру. Ее мать Мэг играет актер Иван Маленьких - похожее решение у Райкина, там мать играет Денис Суханов, но в спектакле Федотова Мэг - образ подчеркнуто гротескный, достаточно однозначный и малообаятельный: эта женщина в полном смысле слова загубила жизнь дочери, это она ее довела до сумасшествия. Василий Скиданов в "Калеке..." играл главную роль очень, может, излишне остро, в "Красавице..." его Рэй Дули - молодой человек с изломанной, неустойчивой психикой, но все это сделано более тонко, как и постановка в целом.

"Череп из Коннемары" пермяки, торопясь на поезд, сыграли без антракта и уложились в час пятьдесят при официальной продолжительности два двадцать - видимо, спектаклю это пошло только на пользу, во всяком случае, "Череп..." из всех трех, а точнее, из четырех постановок "У моста" мне понравился больше всего. Как и в других случаях, простое сценографическая решение: левая половина - жилище Мика Дауда (Иван Маленьких), правая - кладбище с надгробиями, которые Мик должен раскапывать, чтобы извлекать оттуда тела по истечении положенного срока. Из всех известных мне пьес МакДонаха "Череп..." - еще и наиболее совершенная в драматургическом отношении. С одной стороны - это полноценная криминальная драма: Мика подозревали в убийстве жены, которая якобы погибла в автокатастрофе, и хотя в свое время ему удалось оправдаться, теперь, при эксгумации трупа, могут открыться новые обстоятельства, поэтому когда обнаруживается, что останки из могилы исчезли, подозрение падает на вдовца, однако местный юный отморозок Мартин (приятель Рэя Дули из "Красавицы...", у Федотова их и играет один актер, Василий Скиданов, он же Билли в "Калеке...", только в "Черепе..." его образ в еще большей степени построен на гротеске, Мартин - юноша дерганый, вечно прыгающий, жующий жвачку и говорящий как будто в ритме хип-хопа) помогает выяснить, что череп погибшей украл местный полицейский, мечтающий прославиться благодаря раскрытию громкого преступления, хотя в сам не в состоянии пресечь даже мелкое правонарушение. Однако сомнение, что покойная действительно погибла в автокатастрофе, а не была убита мужем, остаются, намеки, в частности, бабушки Мартина (Марина Шилова), продолжают звучать. Жанр спектакля - "мрачная комедия", но сыгранный динамично и остро на грани фарса, "Череп..." оказывается в первую очередь именно комедией, а затем уже "мрачной". Что не противоречит духу пьес МакДонаха, пусть и не является единственно верным ключом к ним. Сентиментальность МакДонаху свойственна не в меньшей мере, чем черный юмор. В "Черепе..." сентиментальности не хватает, в "Калеке..." того же Федотова ее, пожалуй, слишком много, но в целом то и другое в постановках театра "У моста" оказывается сбалансированным.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments