Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

"День святого Валентина" реж. Гэри Маршалл

По крайней мере, фильм никого не обманывает - предлагает в действительности ровно то, что обещает: полный комплект разновозрастных звезд от Ширли Маклейн до Эштона Катчера, несколько переплетающихся сюжетных линий с любовными парами, от старичков, полвека проживших вместе, до жениха и невесты, так и не пошедших к алтарю, плюс шестилетка, влюбленный в учительницу, пара гомосексуалистов и Джулия Робертс в роли матери-военнослужащей. Чтобы до конца проследить, каким образом сюжеты переплетаются в единый лос-анджелесский клубок, надо схему составлять: сын героини Джулии Робертс находится на попечении бабушки с дедушкой, а также няни, у няни - роман с одноклассником, дедушка огорчился, потому что бабушка призналась в давней измене, а мама в самолете знакомится с обаятельным парнем, который оказывается любовником знаменитого футболиста, в день Святого Валентина созывающего пресс-конференцию, чтобы поведать миру о своей гомосексуальности. То есть набор на любой вкус, за всеми не уследишь, а что кому интереснее и больше цепляет - дело сугубо индивидуальное.

Меня, конечно, старческие разборки теоретически интересуют куда меньше, чем душевные метания футболиста-гея, но, с другой стороны, они же по факту больше трогают, потому что когда после полувека совместной жизни супруги еще ревнуют друг друга - это занятно, а когда футболист решается на каминг-аут только после того, как у него собственно спортивные дела идут под откос, да еще созывает на это дело прессу - есть тут какой-то неприятный оттенок. Или, скажем, линия двух школьных парочек. Одна - лохушка-блондинка из танц-поддержки и спортивный качок (его, кстати, играет "оборотень" из "Сумерек") - до того убогие, что смотреть противно, и ничего в них нет романтичного. Другая - более "продвинутые" подростки, перед тем, как разъехаться по разным униерситетам после школы, решили на пару потерять девственность, да призадумались, правда, мальчик уже и трусы успел снять, но его мама застукала, неудобно получилось. Самая загадочная линия, конечно, разворачивается в самолете, поскольку только в финале зритель узнает, что героиня Робертс - мать влюбленного у чительницу мальчика, а герой Брэдли Купера - гей и любовник футболиста. Все остальное - более или менее предсказуемо: дураки остались в дураках (мужик, который крутил любовь за спиной у жены, наказан изобретательной любовницей-учительницей), а остальные окончательно поняли, что им нужно в жизни: школьники решили повременить с потерей девственности, старички простили друг другу давние промахи, а итальянец-цветочник, которого играет Эштон Катчер и который, в сущности, является ключевым элементом в этой нарочито запутаной характерологической системе (он разоблачает мужа-изменника, переключает маленького мальчика с взрослой тетеньки на ровесницу-индуску, становится героем телерепортажа одинокого чернокожего спортивного комментатора и т.д.), приходит к выводу, что хотел жениться не на той, на ком следовало. И здесь, кстати, имеется один момент, который делает "День святого Валентина", внешне от начала до конца скроенный по жанровым стандартам, непохожим на многие другие ромкомы.

Понимание романтики здесь весьма своеобразное, если вдуматься. Цветочник одержим страстью, но на самом деле его судьба - не та девушка, в которую он влюблен и с которой полгода живет, а другая, которая много лет рядом с ним, является его другом и при этом ни в каком ином качестве они себя до поры не видят. Та девушка, в свою очередь, без ума от своего любовника-кардиолога - но "на самом деле" ей нужен только цветочник. Маленький мальчик одержим учительницей, а в результате довольствуется одноклассницей. А когда цветочник спрашивает лучшего друга, как ему удалось устроить свое семейное счастье, тот отвечает: "Я женился на своем друге"-"Я же твой друг!"-"Ты - друг-мужчина". За идиотичностью данного диалога скрывается, однако, основной пафос произведения. Любовь-страсть в фильме Гэри Маршалла подвергается прямо-таки остракизму, ни одна из сюжетных линий, основанных на пламенной страсти, не завершается счастливо. Напротив, торжествует любовь-дружба, любовь-родство, любовь "к тому, кто всегда рядом" - то, что "сильнее страсти, больше, чем любовь". А в идеале, вероятно, следует еще от секса отказаться, точнее, ограничить его значение репродуктивными задачами, потому на первый план выходят, с одной стороны, престарелые супруги, с другой, маленькие дети и подростки, ограничивающиеся поцелуями, романтика же страсти остается в удел одним только гомосексуалистам. И хотя вроде бы все в картине ведет к тому очень последовательно и убедительно, в чем-то подобные взгляды на любовь все-таки ущербны. А финальный закадровый клич "давай займемся сексом", как транспарант разворачивающийся над этой полиграфским способом отпечатанной фреской, звучит весьма двусмысленно.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments