Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

"Серьезный человек" реж. И. и Дж. Коэны

Не стал ждать выхода в прокат, потому что не будучи фанатом Коэнов, от "После прочтения сжечь" до сих пор пребываю в полном восторге. Не могу сказать, что "Серьезный человек" разочаровывает, но, конечно, и восторга такого же не вызывает. С другой стороны, "Серьезный человек" сделан и не настолько тонко и глубоко, как "Человек, которого не было" девятилетней давности, хотя кое-что общее на уровне проблематики прослеживается.

Герой фильма Лари Гопник (как ни странно, это не калька фамилии, а ее точная транслитерация) - представитель еврейской общины в городке на Среднем Западе, в местном вузе предподает физику. Его жена намерена уйти к другому, у сына Дэнни (очень прикольный мальчик Аарон Вулфф) накануне бар-мицвы проблемы в школе, дочь увлекается всякой ерундой, а студент-кореец, которому он поставил "неуд", сначала пытался его подкупить, а потом шантажировать, плюс ко всему роскошная соседка вдруг полюбила загорать голышом у себя во дворе. Контрапунктом к семейным дрязгам и бытовым неурядицам с вечно поломанной телеантенной (чтобы починить ее, надо лезть на крышу, а с крыши хорошо видать голую соседку), напоминающим сразу о массе других аналогичных фильмах типа "Красоты по-американски", проходит другая тематическая линия, этно-религиозная: поскольку герой фильма - еврей, то за ответами на свои вопросы от отправляется к раввинам, в качестве же пролога Коэны рассказывают еврейскую сказку (ими самими, впрочем, сочиненную) про то, как жена приняла гостя своего мужа за мертвеца, в которого вселился злой дух (диббук), и пырнула его в "благодарность" за то, что он подвез ее мужа до дома. Сюжетно сказка напрямую с основной фабулой фильма не перекликается, но важно в ней другое: не совсем понятно, кто из супругов прав, муж, посчитавший встречного обычным добрым человеком, или жена, уверенная, что этот человек давно умер, а к ним в дом заявился демон.

То есть конфликт в "Серьезном человеке", как и в большинстве значительных американских фильмов последних лет, разворачивается между двумя типами мышления - рациональным и иррациональным. Герой же, привыкший и по природе своей, и по роду научно-преподавательской деятельности мыслить сугубо рационально, оказывается перед вопросами, на этом уровне неразрешимыми. Однако и адресуя их в иные сферы посредством раввинов, ответов не добивается. В сущности, представление о мире, где правят бал идиоты и все решает нелепый случай, характерно для творчество Коэнов в целом и обнаруживается в любой их картине. Однако в "Серьезном человеке" братья попытались поверх констатации этого неоспоримого - в контексте их кинематографа - факта поставить еще одну проблему: существует ли за этой, точнее, "над" этой внешней стороной жизни, состоящей из идиотских поступков и дурацких совпадений, чей-то разумный план, чья-то сознательная воля, или же нет? Причем либо сами не нашли ответа, либо предпочли о нем умолчать. Во всяком случае, из фильма с полной ясностью следует, что на кого другого, а на раввинов надежды мало. Но если повезет, любовник-разлучник погибнет в автокатастрофе. А если не повезет, можно и самому заболеть. Есть ли в том и в другом какой-то смысл, какая-то перспективная программа - неизвестно.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments