Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Проститут(ка)" М.Барщевского в Школе современной пьесы, реж. И.Райхельгауз

Глеб - продюсер, связанный с шоу-бизнесом и телевидением, работает, как можно понять из его обрывочных переговоров по мобильнику, в основном на телесериалах. Катя - уличная проститутка, якобы мечтающая поступить на юридический и стать прокурором. Официальная продолжительность спектакля - "не больше часа", хотя на деле он длится все-таки больше, играется в вестибюле театра, зрители сидят на лестнице с видом на Трубную площадь через дверное стекло, а действие по большей части происходит либо в соседнем помещении театрального ресторана, откуда выводится видеокамерами на мониторы, либо в салоне автомобиля, прямо в вестибюле размещенного. То есть герой, поговорив в ресторане по мобильнику и успев сцепиться с парочкой за соседним столиком потому, что парень курит в неположенном месте, съездил на "точку", выбрал "девочку", поговорил с ней часок за жизнь, заплатил 700 рублей за "минет с ласками" по тарифу, дал ей 10 000 (десять тысяч) долларов сверх того на учебу в юридическом, после чего вернулся в ресторан, где застал все ту же обнимающуюся парочку и выпил кофе.

Если судить по всей строгости, за последнее время театры предпринимали такие эксперименты с пространством и с видеоизображением, что "Проститутк(ка") никак не тянет на революцию: ну стоит в вестюбиле автомобиль, вокруг - сетка-рабица и кустики натыканы, герои то уходят в ресторан по-соседству, то, наоборот, выбегают на улицу - смотрится это занятно, особенно, наверное, с непривычки, но в общем-то, ничего сверхъестественного. Благодаря тому, что действие разворачивается фактически в режиме реального времени и при пассивном участии настоящих прохожих - в эпизоде, когда Катя отправляется на площадь разменивать 5 000 рублей, чтобы отдать сдачу Глебу (хотя тетенька, которая в итоге разменяла деньги, надо думать, все же "подсадная" - кто ж это на ночь глядя в Москве будет пятитысячную купюру с рук принимать?) - наблюдать за ним все же любопытно. Юлия Скирина тонко и без экзальтации играет Катю, Саиду Багову, при всем его актерском и режиссерском опыте, следовало бы в роли Глеба быть чуть более сдержанным, не кричать и не хохотать так уж нарочито, но это, допустим, через несколько представлений может устаканиться и прийти в норму. Приятным сюрпризом для меня оказался актерский дебют Кати Кретовой, завлита ШСП, в эпизодической роли "мадам", предлагающей девушек на выбор. Однако драматургия спектакля в целом вызывает по большей части недоумение.

В основе сценической версии - рассказ Михаила Барщевского, человека, вне всяких сомнений, здравомыслящего и многоопытного. В связи с чем можно только гадать, является ли такая "наивность" интриги художественным приемом автора или незапланированной неудачей? По собственному признанию героя, он никогда прежде уличных проституток не снимал, к тому же у него есть дочь-студентка Оля, ровесница Кати. Из чего можно подумать, что подарок в 10 000 долларов он Кате сделал не в качестве садисткого психологического эксперимента, а от души и в искренней надежде, что выучится девушка на прокурора и уж тогда всем покажет. Заглавие спектакля, в котором суффикс и окончание женского рода взяты в скобки, недвусмысленно намекает, кто в этой почти "достоевской" истории - на самом деле проститутка. В то же время девушка на Соню Мармеладову не тянет, и получив деньги, радостно удаляется в компании "мадам" и коллег по цеху. В процессе разговора главных героев можно попутно узнать некоторые подробности как трудовых будней уличных проституток, чья служба и опасна, и трудна, так и преуспевающих продюсеров, у которых проблем не меньше, но все же Барщевский писал не очерк, а как будто художественную прозу, и старался выйти на соответствующий уровень обобщений. Меня он, если честно, не убедил, а главное, не открыл мне ничего нового. За неординарным художественно-постановочным решением Райхельгауза и Трегубова обнаруживается простенькая новелла с удобопонятной, но не заслуживающей особых технологических наворотов моралью.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments