Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

"Кандагар" реж. Андрей Кавун

Поначалу просто не собирался смотреть фильм, пропустил бы его с той же легкостью, как "Зубную фею" или "Шпиона по соседству". Особенно взбесила рекламная кампания на ТВ, в которой был задействован даже канал "Культура" - я все понимаю, политика телерадиокомпании распространяется на все подразделения, но, по-моему, на "Культуре" до сих пор не было роликов, рекламирующих фильмы, выходящие в прокат. А потом с удивлением стал замечать доброжелательные отзывы на "Кандагар", и когда мне сказали, что он еще и кассу на своем уровне неплохую собирает, решил глянуть, что же это за нетленка.

Жанр "патриотического боевика", а тем паче в русском его изводе, бессмысленном и беспощадном, неизбежно предполагает разграничение произведения на идеологическую его основу и художественное качество исполнения. И чаще всего приходится делать скидки на "идеологию", потому что в каждом жанре, и "патриотический боевик" не исключение, уровень исполнения может быть очень разным. "Кандагар" - редкий случай, когда в плане пропаганды он не слишком коробит, и тем обиднее, что как художественное произведение кино, увы, ниже среднего.

То есть "Кандагар" - это, безусловно, не "Код Апокалипсиса" и тому подобная продукция, он похож на нормальный средний фильм. Но все равно, если мыслить крайностями, то к "Коду Апокалипсиса" он в любом случае ближе, чем, скажем, к "Повелителям бури" Бигелоу. Последовательного драматургического развития в "Кандагаре" просто нет. Есть завязка и есть развязка: экипаж российского самолета оказался в плену у талибов, а затем смог совершить побег, угнав собственый же лайнер - то и другое не выдумано, факт имел место в 1995 году, правда, как я понял из титров, в действительности членов экипажа было шесть, а в фильме их пять. Но все, что происходит между этими двумя важными событиями, распадается на ряд эпизодов, которые при желании легко переставить местами, настолько мало они влияют на динамику отношений как внутри группы пленников, так и их взаимодействие с окружающими - с переводчиком Мансуром, с одним из предводителей террористов, владеющих русским, с рядовыми талибами, с населением Кандагара, с возникающими время от времени представителями России и т.д. При том что по отдельности многие эти эпизоды весьма драматичные и по-своему захватывающие. Например, Сергей (Владимир Машков), самый активный и неподконтрольный персонаж, пытается в одиночку уйти из плена - его избитого возвращают назад. Или когда он же начинает бросать камни в вооруженных наблюдателей на крыше, куда улетел футбольный мяч - мяч талибы прокалывают ножом, а Сергей едва не спровоцировал их на что-то похуже. Или игра в карты, когда Витек, самый молодой из летчиков, случайно проигрывает семейный фотоальбом командира Владимира Ивановича (Александр Балуев), тот пытается его отобрать, вооруженный бородач рвет фотографии и втаптывает их в грязь... - эти эпизоды и многие другие можно переставить местами, сюжетно-композиционной структуре фильма это ничуть не повредит, настолько она при жесткости внешней фабулы аморфна изнутри. Очень искусственны в своей старательности и актеры - Машков педалирует "брутальность", Балуев, наоборот, в стремлении быть сдержанным впадает в манерность, Андрей Панин и вовсе превращается в пародию на некоторых других своих героев.

При всем том для режиссера совсем уж отвязной "Охоты на пиранью"
(http://users.livejournal.com/_arlekin_/577053.html)
Кавун снял картину более чем вменяемую. В ней, безусловно, есть минимальный набор необходимых для "патриотического боевика" компонентов. Как то заявление командира экипажа в ответ на вопрос западной журналистки, скучают ли они по России - "Мы и есть Россия!". Или отказ улететь на угнанном самолете, оставив одного из друзей в плену - хотя этот "друг", Сергей, по большей части мешал жить остальным. На фоне своих русских товарищей по несчастью украинец Роман выглядит трогательным недоумком - еще одна особенность русского кинопатриотизма, базирующего на представлении об украинцах как о не совсем полноценных русских. Но есть в "Кандагаре" и недвусмысленное напоминание о том, что мусульман наряду с американцами вооружали и русские, начиная еще с советского времени - и теперь оружие обернулось против них же, пусть это напоминание и звучит из уст одного из безымянных лидеров талибана. Есть указание на то, что захваченный самолет перевозил все-таки не плюшевые игрушки и не бананы, а боеприпасы - то есть захваченный груз нельзя считать "мирным", как и перевозивший его борт. Наконец, сбитые летчики показаны не православными рыцарями без страха и упрека (наиболее последовательным христианином оказывается, кстати, украинец Роман, а вот Витек, поначалу заявляющий, что он крещеный, спустя двести дней после пленения готов принять ислам в надежде, что удастся сбежать в Пакистан и там добраться до посольства) - у каждого свои недостатки, слабости, даже пороки. То, что Кавуну банально не хватило таланта, чтобы довести многие заложенные в концепцию фильма здравые идеи до ума - печально, но, право же, в сравнении с результатами деятельности многих других патриотов от кино, не так уж страшно.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments