Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Лестница" реж. Стэнли Донен, 1969

Несколько лет назад на фестивале рекламы был цикл социальных роликов, из которого я запомнил один: два мужика ругаются друг с другом на кухне, после чего идет титр: "Однополые семьи - такие же, как обычные, только однополые". Мне тогда показалось, что это больше похоже на антирекламу института брака в целом, нежели на пропаганду сексуальной толерантности. Старая-престарая "Лестница", поставленная по вест-эндской пьесе Чарльза Баера в игровой форме рассказывает практически о том же. Хотя завязка сюжета - в гости к паре престарелых геев едет взрослая дочь одного из них, а тем временем "папашу" еще и вызывают в суд за то, что разгуливал по улице в женском платье и тем самым нарушал нормы общественной нравственности - больше напоминает французскую комедию Жана Пуаре, известную по экранизации во Франции и американскому римейку, поставленную в том числе и в московской антрепризе ("Переполох в голубятне", реж. Нина Чусова). Но только дочь в результате так и не доехала, так что фильм по факту из себя представляет не эксцентрическую комедию, а скорее социально-психологическую драму, срез нескольких дней из жизни двух пожилых гомосексуалистов.

Чарли - актер, переквалифицировавшийся в парикмахера, но время от времени выступающий в транс-шоу (на чем и погорел - возвращался с работы в спецодежде) и даже снимающейся в телерекламе морских курток. Харри - в прошлом тренер скаутского лагеря, проживающий с почти недееспособной матерью, продолжающей цепляться за жизнь в ожидании, что сын наконец-то женится на девушке. Мать Чарли в дорогом доме для престарелых и вовсе сына не узнает, а если узнает - проклинает содомита. Чарли когда-то был женат, но доводится ли ему дочь действительно родной или жена прижила ее от кого-то еще - может только догадываться. Харри лысеет и постоянно ходит в тюрбане, жутко на сей счет переживая. Чарли не переставая клеится к парням помоложе и некоторых приводит иногда в дом Харри и его матери, где парочка живет вроде как уже тридцать лет - Харри, естественно, ревнует, возникает дополнительный повод для ссор. То есть ассоциации возможны не столько с "Клеткой для пташек", сколько с "Кто боится Вирджинии Вулф", благо Эдвард Олби тоже гей, а в знаменитой экранизации его пьесы тоже снимался Ричард Бартон, и кстати, в пьесе Олби масса намеков на то, что его персонаж - гомосексуалист, хотя нигде об этом не сказано прямо. В "Лестнице" Бартон играет Харри, и делает это просто блестяще, ну да и как иначе, впрочем, Рекс Харрисон в роли Чарли тоже интересен, со скидкой на то, что старые пидарасы хоть в комедии, хоть в драме - зрелище в равной степени смешное и жалкое. После бесконечных дрязг, разборок, измен и размышлений на тему "а все могло бы быть иначе", Чарли отправляется в суд, а Харри следует за ним, чтобы морально его поддержать. Причем в отличие от "Влечения" Шона Матиаса, тоже экранизации вест-эндской пьесы Мартина Шермана, только более современной, которую я за несколько месяцев пересмотрел раз шесть, настолько она меня с каждым разом все больше задевает:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/1487499.html?mode=reply

"Лестница" Донена в значительной степени устарела (хотя действие происходит позднее, чем во "Влечении" - но, правда, и в обстановке куда менее драматичной), а главное, не выходит на обобщения общечеловеческие, остается в рамках узкой проблематики, которая уж где-где, а в Великобритании решена с таким успехом, что впору думать, не слишком ли далеко зашли дела.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments