Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Черный монах" А.Чехова, МТЮЗ, реж. К.Гинкас, телеверсия

Всю чеховскую трилогию Гинкаса я уже смотрел последовательно, по мере выпуска спектаклей, и по телевизору больше всего хотел пересмотреть вторую часть, "Даму с собачкой", потому что из трех спектаклей этот в свое время показался мне менее интересным, чем другие. Но как раз "Даму с собачкой" пропустил - телевизионный цикл почему-тоначали с нее, хотя хронологически это была вторая из трех постановок. А по поводу "Черного монаха" подумал, что телеверсия сделана уже с новым составом - но, видимо, она записывалась достаточно давно и Песоцкого играет в ней еще Владимир Кашпур, хотя Таню - уже Юлия Свежакова (я смотрел с Викторией Верберг - правда, лет десять назад).

Спектакль, конечно, удивительный. И этот "павлиний сад", выстроенный Бархиным (перья, прорастающие бурьяном), с беседкой над пропастью партера и немногочисленной публикой вокруг на балконе, перед глазами остается навсегда с самого первого раза. В "Черном монахе" Гинкас, глубоко проникая в Чехова, тем не менее разрабатывает собственную главную тему, которую я для себя попытался обозначить после его недавней "Медеи":

http://users.livejournal.com/_arlekin_/1569929.html?mode=reply

На сюжет "Черного монаха" такая система взглядов ложится идеально, учитывая, что Гинкас, в отличие от большинства интеллигентов, равно лишен и почвеннических иллюзий, и заблуждений по части душеспасительного характера интеллектуального труда. Движение вниз и вверх одинаково обречено, и либо упирается в стену, либо проваливается в пустоту. Коврин-Маковецкий - ученый, казалось бы, ничего общего социально и интеллектуально не имеет с Яковом Бронзой из "Скрипки Ротшильда", но он тоже может про себя сказать: "Вся жизнь - одни убытки". Как все герои Гинкаса, Коврин зажат в тиски между небом и землей. Пойти вслед за Песоцким, заняться "возделыванием сада" и пустить корни в землю - значит, самому превратиться в растение. Попытка же воспарить в небеса неизбежно оборачивается падением в бездну. Выбор между пошлостью и безумием - это не выбор, это отсутствие выбора.

С Бариновым в роли Песоцкого тоже надо бы посмотреть - но когда?
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments